Жанровый выбор «Фаворитки» совсем не вписывается в формат предыдущих работ режиссёра. Костюмированная драма (хотя, скорее, трагикомедия) прячет под исторической обёрткой лантимосовское безвременье. Фильм, удостоившийся высокой оценки Американской Киноакадемии, сложно назвать типичным жанровым кино. Скорее, это «Oscar bait» с нотками артхауса. Сюжет картины завязан на интригах фавориток при дворе Анны Стюарт (Оливия Колман). Факт особых взаимоотношений между королевой, Сарой Черчилль (Рэйчел Вайс) и Эбигейл Хилл (Эмма Стоун) реален. Однако Лантимос мало концентрируется на исторической достоверности и политических перипетиях.  В центре его внимания — трансформация человеческой личности.  Режиссёр по-прежнему не изменяет своему стилю.  Ему так привычна роль демиурга-наблюдателя. А что если столкнуть трёх жаждущих власти женщин в замкнутой экосистеме дворца, подмешав любовь, приправив всё это абсурдными ситуациями, откровенно безобразными сценами, гротеском и кроликами, резвящимися прямо в королевских покоях? Получится привычный греку артхаус, только исторический и более близкий массовому вкусу.

Завязка сюжета происходит с прибытием во дворец Эбигейл Хилл — девушки, чей отец промотал в вист не только семейное состояние, но и дочь.  По протекции герцогини Мальборо — своей кузины и фаворитки государыни — Эбигейл попадает в придворные служанки.  Сара Черчилль (Мальборо) – правая рука и любимица Анны Стюарт. Она заведует королевской казной, ведёт государственные дела и плетёт интриги, приумножая свою власть и уничтожая конкурентов.  То, что в изворотливости, женском обаянии и хитроумии Эбигейл даст фору само́й королевской фаворитке, становится понятно уже в начале киноистории. Поэтому её скорое решение потеснить Мальборо вполне предсказуемо для зрителя. Собственно говоря, в борьбе фавориток за лояльность королевы и заключён основной конфликт картины. Сценарные ходы мастерски продуманы, так же, как и образы соперниц, поэтому интрига по поводу результата гонки за власть сохраняется до конца просмотра. Что касается самой Анны — последней из Стюартов на английском престоле, — в фильме она представлена как слабый монарх, зависимый от страстей и недугов. Несмотря на это, образ королевы, пожалуй, один из самых ярких в фильме. Недаром «Оскар» за лучшую женскую роль достался Оливии Колман.  Болезненно нуждающаяся в любви и внимании Анна — легкая мишень не только для придворных «акул», стремящихся тянуть политический канат в свою сторону, но и для ближайших подруг — Сары, а после и Эбигейл.

Лейтмотив картины — борьба за власть — реализуется не только в соперничестве фавориток, но и в доминировании женщин над мужчинами. Стоит лишь вспомнить, как умело Сара лоббирует свои интересы, не давая политическим оппонентам ни единого шанса. «Фаворитка» определённо пропитана духом феминизма. Сара и Эбигейл воплощают маскулинность, которой так не хватает мужской половине дворцовой элиты. Мужчины в фильме карикатурны, манерны и эксцентричны. Их пол трудно распознать под огромными париками и тоннами румян и пудры, а управленческие амбиции меркнут перед желанием одержать победу в утиных бегах. Некоторое мужеподобие главных соперниц считывается даже в их доминантной позиции в любовных утехах. Стоит отметить, что сексуальный подтекст отношений королевы с фаворитками — не более чем провокационная остринка со стороны Лантимоса, не подтверждённая историками. В то же время, педалируя тему запретной любви, грек явно попал в оскаровские тренды.

С визуальной точки зрения «Фаворитка» — одна из самых интересных работ грека в коалиции с новым оператором Робби Райаном. Решая художественные задачи фильма, автор не изобретает ничего нового, скорее, обыгрывает хорошо известные приемы киноязыка. Их эклектичность может показаться странной, но полностью работает на замысел.  Среди главных визуальных фишек можно назвать оптические решения. Например, использование мультиэкспозиции для отображения затуманенного сознания королевы во время болевого приступа. Еще один оптический прием — искажение пространств с помощью широкоугольников и fish-eye объективов. Выглядит это очень артхаусно, плюс придает комичный эффект сценам с претензией на серьёзность.  Режиссёр задействовал в фильме и slow motion — визуальное «замедление времени», известное еще со времён «Красавицы и чудовища» Жана Кокто (1946). В сцене с утиными бегами этот прием выглядит особенно эффектно, подчёркивая ее псевдоэпичное содержание.

Кстати, при съёмках картины Лантимос практически полностью отказался от использования искусственного света (привет «Барри Линдону»). Деление повествования на озаглавленные акты отсылает всё к тому же кубриковскому творению. Приглушённый, рассеивающийся свет дает ощущение призрачности, запылённости, которую хочется смахнуть, чтобы показать героям иллюзорность их мира. Работа с пространством кадра, резкие переходы, острые ракурсы снизу, панорамные съёмки карикатурных лиц — все это задаёт абсурдистский тон фильму.

В целом, «Фаворитка» — это, конечно, сатирический комментарий современности, только в антураже Британии XVIII века. Здесь не стоит искать ответов и нравоучений — это не в духе Лантимоса. Финальный кадр, напротив, оставляет зрителю множество вопросов. После просмотра определённо есть о чем порефлексировать. Этим режиссёр «новой греческой волны» и любим.