27 ноября стартует 18-й фестиваль немецкого кино, а это значит, что за целых восемь дней в «Формуле Кино Горизонт» можно будет познакомиться со всем разнообразием современного кинематографа Германии. Спустя год фестиваль возвращается с ещё более расширенной программой, в которой будет не только кино, но и встречи с режиссёрами, продюсерами, сценаристами и актёрами (в рамках показов и отдельных киносеминаров). Уже в среду фестиваль откроется фильмом «Фабрика грёз» (2019) молодого режиссёра Мартина Шрайера (фильм представит сам автор). Это уже третий полнометражный фильм Шрайера и второй после фильма «Наше время сейчас» (2016), где героями становятся сами кинотворцы.

Можно заметить, что на этом кинофестивале доминируют молодые режиссёры, среди которых есть и дебютанты. Последним крупным «бумом» немецкого кино в мире были 60-70-е гг. прошлого столетия, когда за камеру взялись представители подросшего послевоенного поколения (Р. В. Фасбиндер, В. Херцог, Ф. Шлёндорф, В. Вендерс). Сейчас же можно заметить аналогичную ситуацию появления новых молодых режиссёров, чьё детство и юность пришлись тоже на годы перелома, когда Германия объединялась после падения Берлинской стены. Говорить о какой-то очередной «новой волне» ещё рано (Фасбиндер и Шлёндорф тоже не сразу прославились), но о преддверии громкого звучания новых имён стоит задуматься. Поэтому, вполне возможно, этот фестиваль многое скажет о тех людях, которым предстоит делать новую эпоху.

Кроме полнометражных фильмов в фестивальной программе заявлен целый ряд короткометражек, некоторые из которых будут сопровождать полный метр.

Желаем всем viel Spass beim betrachten! (нем. «Приятного просмотра!»)

1. «Фабрика грёз» (2019) реж. Мартин Шрайер



Легендарная немецкая киностудия «Бабельсберг» снова в большом кино! Здесь Фриц Ланг снимал великий немой «Метрополис» (1926), здесь Квентин Тарантино разобрался с верхушкой Третьего Рейха («Бесславные ублюдки» (2009)), здесь Уэс Андерссон представил историю Европы XX столетия («Отель Гранд Будапешт» (2014)). Немудрено, что именно в этом «намоленном» месте появилось ещё одно «кино о кино».

«Фабрика звёзд» — история любви немецкого актёра массовки и французской танцовщицы. Действие происходит в Германии вскоре после Второй Мировой войны. Страна вот-вот будет разделена, а вместе с ней —  и любовь двух главных героев. Как главный герой будет бороться за воссоединение с любимой? Конечно, он снимет ради этого фильм!

2. «Всего лишь женщина» (2019) реж. Шерри Хорман



Играющая с элементами документальности и художественного вымысла, основанная на реальных событиях история немки турецкого происхождения, поплатившейся жизнью за желание быть свободной. А расскажет эту историю сама главная гроиня фильма Хатун Сюрючи, ставшая одновременно жертвой собственной жизни и свидетелем собственной смерти.

3. «Россия с неба» (2018) реж. Петра Хёфер, Фредди Рёкенхаус



Немецкий документальный фильм о России, снятый с высоты птичьего полёта. За два часа экранного времени зрителям представят всю гамму красок русской живой и неживой природы. Москва, Санкт-Петербург, Заполярье, Кавказ, Алтай, Сибирь и многие другие места, которые стало возможно увидеть благодаря технике съёмки с летающих дронов. Специально для фильма была предоставлена запись извержения вулкана Камчатки — наверное, самое уникальное, что тут можно увидеть.

4. «Гундерманн» (2018) реж. Андреас Дрезен



История жизни Герхарда Гундерманна — простого рабочего и непростого рок-музыканта из ГДР. Этот фильм — попытка показать тот дуализм, который часто присущ людям творческим. Экскаваторщик и рок-музыкант, верный член партии и кумир бедных рабочих, агент «тайной полиции» и искренне живущий человек.

Картина детально разрабатывалась при участии вдовы Герхарда Конни Гундерманн, которая и представит фильм в Москве.

5. «Родина — это место во времени» (2019) реж. Томас Хайзе



Три с половиной часа документального кино о падении Берлинской стены, снятое к 30-летию этого события. Премьера фильма прошла на последнем Берлинском кинофестивале и вызвала настоящий ажиотаж. Ведь не каждый день немец снимает фильм к юбилею события национального масштаба, называя объединение Германии не объединением, а поглощением капиталистической страной протестующих масс из ГДР. Весь фильм — долгое и медленное размышление автора о родине, её истории, а главное — о своей жизни в ней.

6. «Прелюд» (2019) реж. Сабрина Сараби



И снова фильм о молодом музыканте, который хочет любой ценой добиться совершенства в своём искусстве. Можно вспомнить здесь и «Пианистку» (2001) Ханеке, и «Одержимость» (2014) Шазелла на мотив немецкой классики. Но на этот раз подобного рода сюжет раскроется в куда более гнетущих и сложных переживаниях юного дарования по поводу собственного таланта и собственной жизни.

7. «Ночь прекрасна» (2019) реж. Ксавье Бём



Пёстрый и пышный фильм о музыканте из ГДР, попадающем в череду странных событий, которые можно себе представить только в наркотической эйфории. За молодым музыкантом приходит Смерть-наркоманка с маленькой золотой косой и предлагает герою испытание, исход которого определит: жить или умереть. Кино и анимация, реальность и иллюзия, русские народные песни и старое диско.

8. «Исследователь Тоби и тайна нашей планеты» (2019) реж. Мартин Тишнер



Семейный фильм об искателе приключений и исследователе планеты Земля Тоби является полнометражной адаптацией популярного немецкого TV-шоу для детей. Яркое полотно, собранное из разных стихийных явлений, климатических поясов и национальных фактур. Кругосветное путешествие, снятое в форме познавательной передачи с элементами анимации и танцевальными номерами на музыку из разных стран.

9. «Просто пространства» (2018) реж. Маттиас Литнер



Фильм «Просто пространства» (оригинальное название «Träume von Räumen», нем. «Мечты о пространствах») повествует о реальной истории маленького заброшенного дома в Берлине, ставшего приютом для некоторых отвергнутых обществом людей. Таких заселенцев заброшенных зданий сейчас называют сквоттерами (от англ. «squatting» — «сидеть на корточках»). Режиссёр фильма Маттиас Линтнер, который представит фильм в Москве, на собственном опыте познал жизнь в пространствах этой коммуны.

10. «25 км/ч» (2018) реж. Маркус Голлер



Лёгкая комедия о двух братьях, которым уже за сорок, но в их душах ещё бурлит юность. После внезапной встречи на похоронах отца они решают воплотить в жизнь мечты молодости о байк-путешествии по стране с самыми безбашенными выдумками. Одного из братьев сыграл Ларс Айдингер, выдающийся актёр современной Германии.

11. «Клуб поющих мясников» (2019) реж. Ули Эдель 



История смешивания и столкновения двух культур о немецких мигрантах, пытающихся после Первой Мировой войны начать новую жизнь в США, где герои открывают мясную лавку. Фильм по одноимённому роману американки Луизы Эрдрич, выросшей в семье немецких мигрантов.

12. «Взрослые игры» (2019) реж. Филипп Лайнеман



Фильм «Взрослые игры», а точнее «Das Ende der Wahrheit» (нем. «Конец правды»), выстроен по законам американского политического триллера, в котором судьбы личные представлены в жёсткой завязке с судьбами целых стран. После успешной операции по ликвидации террориста начинается череда смертей тех, кто так или иначе был связан с операцией. А тайну смертей предстоит разгадать тому, с кого всё началось, — простому переводчику.

13. «Мальчику нужен свежий воздух» (2018) реж. Каролина Линк



Дерзкий сплав комедии и драмы, способный сыграть на чувствах любого зрителя. В центре внимания — мальчик, которому предстоит в своём весёлом и беззаботном детстве столкнуться со смертью двух родных людей, а пережить это ему придётся вместе с другими членами своей семьи.

14. «Урок немецкого» (2019) реж. Кристиан Швохов



Экранизация одной из главных послевоенных немецких книг о судьбе страны, столкнувшейся с нацизмом. Роман «Урок немецкого» Зигфрида Ленца (наряду с «Жестяным барабаном» Грасса и «Бильярдом в половину десятого» Бёлля) рассказывает несколько личных историй, складывая из них историю времени. Рассказчик концентрирует внимание на друге семьи, художнике Максе Людвиге Нансене (прототипом стал реальный художник Эмиль Нольде), которого с приходом нацистов к власти объявляют «дегенератом». Фильм не столько пересказывает эту историю, сколько показывает её через виды природы, тем самым доказывая вслед за романом, что запретить творить в принципе невозможно.

Би­ле­ты на ки­но­фес­ти­валь мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те CoolConnections.

Изображения: CoolConnections