С 12 по 15 ноября в рамках Года Германии в России в Москве пройдёт кинофестиваль Гёте-Института «Blick'20: Горизонты возраста». В Центре документального кино (ЦДК) зрители смогут увидеть 7 немецких документальных фильмов и 2 короткометражные игровые картины, все из которых посвящены теме и старения и отношению к пожилым людям в современном мире. Фестиваль представит в своей программе очень разнообразные киноработы и рассмотрит вопросы не так часто затрагиваемой в кинематографе темы с разных углов. 

Фестиваль «Blick'20: Горизонты возраста» — это часть проекта «Горизонты возраста», созданного Астрид Веге. В огромном онлайн-досье (ценнейший материал!), подготовленном институтом к фестивалю, можно ознакомиться с самыми разными точками зрения на вопросы старения: в досье входят авторские тексты специалистов различных областей, подкасты, видео-интервью нескольких режиссёров и даже музыкальный плейлист. 

Свою необходимую для просмотра выборку из фильмов, которые будут представлены на фестивале, презентуют кинокритики MAD TOSBY.


«Ночь ночей» / Die Nacht der Nächte (2018) 

реж. Ясемин и Несрин Шамдерели

  • Кинонаграда Баварии Bavarian Film Award за лучший документальный фильм (2017)
  • Международная премьера на фестивале Hot Docs, Торонто (2018)

Фильм «Ночь ночей» рассказывает о четырёх пожилых супружеских парах, проживающих в разных точках планеты: в Германии, в США, в Индии и в Японии. Каждая из пар более сорока лет вместе, и их отношения, если верить фильму, до сих пор остаются предельно искренними. Для характеристики такого фильма напрашивается слово «милый». Этот маленький и в лучшем смысле этого слова «милый» фильм, пожалуй, у любого оставит только приятные и тёплые впечатления. Примерно полтора часа зритель будет находиться в гостях у этих четырёх семей, наблюдая за их бытом и выслушивая разные истории об их жизни.

Фото ©️ S2RFilm

В этих сюжетах переплетаются не только подробности быта, кажущиеся довольно забавными со стороны, как, например, зарядка с велотренажером или споры во время трапезы. За каждым семейством стоит своя уникальная история, прелесть которой раскрывается в деталях. Героев фильма расспрашивают подробно обо всех особенностях их брака, начиная со знакомства и заканчивая современным положением дел. Мимо камеры не проходят даже интимные подробности, которые, кстати, весьма органично и без особого выпячивания встроены в общую драматургию. Неожиданным сюрпризом (приятным или нет — выбирать каждому) может стать линия пары из США, так как это единственная гомосексуальная пара среди всех четырёх. Линию этой пары вполне можно считать одним из лучших примеров высказывания в документальном кино о гомосексуалах в наши дни. Такой ненавязчивости при разговоре на эту тему ещё стоит поискать. От этого разнообразия нескольких супружеских жизней вспоминается фраза Владимира Набокова из романа «Ада», переворачивающая более известную реплику из «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи довольно-таки непохожи…»

Ибо счастье каждому своё.

Кирилл Власкин

Показ состоится 12 ноября в 19билеты


«Осеннее золото» / Herbstgold (2010)

реж. Ян Тенхафен

  • Премия кинематографистов на кинофестивале Hot Docs, Торонто (2010)
  • Приз зрительских симпатий на кинофестивале Berlin & Beyond Film Festival, Cан-Франциско (2010)
  • Награда DOC U от молодежного жюри на международном фестивале документального кино в Амстердаме (2010)
  • Гран-при на международном фестивале документального кино в Гуанчжоу (2010)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино «Один мир», Прага (2011)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино Antenna, Сидней (2011)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино Verzio, Будапешт (2011)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино «Один мир —Словакия», Братислава (2011)
  • Специальный приз жюри на международном фестивале документального кино E-Dox Film Fiesta в Литве (2011)
  • Гран-при на международном фестивале спортивного кино в Златиборе (2013)

Специфика темы, выбранной фестивалем Blick'20 для освещения в этом году, автоматически настраивает зрителя (да и критика) на философский лад, который подразумевает обсуждение в первую очередь содержания фильмов, а не их художественных особенностей, помогающих раскрыть столь щепетильную тему. Поэтому в данном случае не приходится говорить о кино в его чистом виде. Критик вынужден отключить свои аналитические способности и переключиться на чувственное восприятие, что совсем не сложно в данной ситуации, ведь тема старения затрагивает или затронет каждого без исключения.

Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion

Немецкий документалист Ян Тенхафен для своего проекта выбрал пять главных героев: Иржи Соукупа, Херберта Лидтке, Ильзе Плойгер, Габре Габрич и Альфреда Прокша. Эти люди из разных европейских стран — спортсмены, которые на момент съёмок готовились к участию в чемпионате мира по лёгкой атлетике среди мастеров, состоявшемся в Финляндии в 2009 году. Виктор Цой, который в отличие от наших героев до старости не дожил, пел: «Война — дело молодых, лекарство против морщин». То же самое многие скажут и про спорт, ведь мировые рекорды ставятся преимущественно спортсменами в возрасте до 35 лет.

Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion

Но не тут-то было. Иржи Соукупу из Чехии 82 года, и в настоящем он прыгун в высоту. Иржи бегом преодолевает лестничные пролёты и проводит ежедневные тренировки, чтобы покорить высоту всего лишь в один метр. Мало? А вы попробуйте сделать что-то подобное, когда достигнете такого же возраста. Херберту Лидтке из Швеции — 93, и у него своя цель: как можно быстрее пробежать стометровку. Ильзе Плойгер — немка, она разминается на своём балконе, поднимая ноги выше головы, а затем спешит метать ядро, чтобы на приближающемся чемпионате покорить длину в шесть метров (и ни сантиметром меньше!). Габре Габрич, которая отказалась раскрывать свой возраст на камеру (что в финале картины за неё сделала её «подлая» канадская соперница :)) — истинная итальянка. Она тщательно наводит красоту, пьёт вино с чипсами и жалуется на проявляемую к ней снисходительность со стороны молодёжи. Габре занимается метанием диска. В 1936 году она участвовала в той легендарной Олимпиаде, проведённой в нацистской Германии и воспетой Лени Рифеншталь в «Олимпии» (1936), где установила новый итальянский рекорд. Сейчас её достижения стали скромнее, но воля к победе за годы стала только более неукротимой. Она наблюдает за соперницами и с горечью терпит поражения, если они случаются. Но, представьте, её лучшие рекорды всё ещё впереди! Австриец Альфред Прокш, достигший столетия (!), тоже участвовал в Берлинской Олимпиаде. Его путь на чемпионат в Хельсинки будет самым тернистым, ведь ему предстоит преодолеть сразу несколько обрушившихся проблем со здоровьем, которые внесут коррективы в его плотный график тренировок по метанию диска. Альфред — известный в Австрии графический дизайнер. Графикой, как и спортом, он занимался вплоть до ухода из жизни в 2011 году.

Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion

Честно признаемся, что смотреть фильм Яна Тенхафена, отмеченного за эту работу многочисленными премиями, — крайне стыдно. Просто вспомните, сколько лестничных пролётов вы преодолеете, прежде чем умрёте от одышки. А перед вами пять атлетов, одному из которых уже сотня лет, но которые сдадут все нормы ГТО на раз. Да, печать времени оставила на них свой неизгладимый отпечаток, и смотришь ты на них уже скорее с умилением, чем с восторгом, но, чёрт побери, они не сдаются, они откуда-то черпают эти силы и находят смысл продолжать жить, в то время как ты, зная, что средняя продолжительность жизни в России составляет 72 года (и по ощущениям она кажется ещё ниже), начинаешь сдаваться уже к тридцати, когда начинаются только первые серьёзные проблемы со здоровьем. Об этом режиссёр и снимает свою кропотливо выполненную картину. Старость тебя догонит и в конце концов победит, но у тебя есть все возможности, чтобы прожить счастливую, наполненную событиями жизнь, прежде чем ты отправишься в вечность.

Юля Исаева

Показ состоится 13 ноября в 19билеты


«Закат над Голливудом» / Sunset Over Hollywood (2018)

реж. Ули Гаульке

  • Фестиваль SXSW, Остин (2019)
  • Международный кинофестиваль в Филадельфии (2019)

Предтечей физического старения является ощущение, что твоё время в профессии истекло. Кинематограф – одна из тех паутинных сфер, где люди штурмуют невидимую вершину, пытаясь ощутить неосязаемую славу, которая не приходит или приходит случайно спустя много лет. Работников кинематографа преследует подвешенное состояние неопределённости, малодушие и слабая рефлексия собственной реализации. Однажды проекты заканчиваются, и наступает страх перед неизбежной пустотой пенсии. Кому-то удаётся взлететь на вершину, а кто-то навсегда остаётся невидимым работником киноиндустрии. Всех этих людей объединяет душевная преданность кинематографу, желание говорить о нём и поддерживать жизнь в кино. Завершение этого пути, своеобразную колыбель запечатлел в своей картине немец Ули Гаульке («Женись на мне» (2003), «Розовое такси» (2009)), рассказав о доме престарелых в Северном Голливуде, основанном фондом Motion Picture & Television.

Фото ©️ Piffl Medien Filmverleih / Fruitmarket Arts & Media GmbH

Предубеждение о том, что дом престарелых — это место брошенных и ненужных, опровергается с первых минут. Мы видим солнечные лужайки, электрокары и кампусы, где ветераны кино проводят время. Здесь уживаются вместе продюсеры, актёры и актрисы второго плана, бывшие члены съёмочных групп, которые хотят поддерживать активную деятельность, дискутировать и анализировать. В неторопливом размеренном ритме подчёркнута череда портретов бывших работников киноиндустрии, среди которых, например, сын легендарного продюсера Дэвида О. Селзника (прод. «Унесённые ветром» (1939)) Дэниэл. Обсуждения «Касабланки» (1942), воспоминаний, чтение стихов подбрасывают древесину в костёр жизни и не дают затухать интересу к ней. В по-домашнему спокойной и колоритной стилистике Ули Гаульке доказывает, что насыщенная жизнь пожилых людей за восемьдесят не миф, а достижимая цель тех, кто действительно желает заботиться о своих ветеранах.

Антон Чеклуев 

Показ состоится 14 ноября в билеты


«Визит» /  Der Besuch (2018)

реж. Кристиан Вернер

  • Приз зрительских симпатий программы «Длинная ночь короткометражек» на международном фестивале кино для детей и юношества Schlingel, Хемниц (2018)
  • Приз Biber за лучший короткометражный фильм на кинофестивале в Биберахе (2018)
  • Специальный приз жюри на 16-м фестивале Concours de courts, Тулуз (2019)
  • Специальный приз жюри на 52-м Международном кинофестивале в Хьюстоне Worldfest-Houston (2019)
  • Награда лучшему актёру на 49-м Ежегодном кинофестивале США в Далласе (2019)
  • Приз зрительских симпатий на 4-м Международном кинофестивале в Пафосе (2019)
  • Специальное упоминание членом жюри Максимом Фейерсом на 1-м Международном кинофестивале в Петергофе (2019)
  • Награда за лучший сценарий на 10-м Аудиовизуальном фестивале для детей и юношества Ficaij в Венесуэле (2019)
  • Приз зрительских симпатий на 7-м фестивале короткого метра Eat my shorts, Хаген (2019)

Клаусу уже шестьдесят, и он волонтёрит Санта-Клаусом в торговом центре. Однажды он понимает, что терпеть «конвейер» из детей больше не может, и потому решает оставить эту работу. Всё изменит звонок от медсестры из отделения детской интенсивной терапии…

Короткометражный фильм «Визит» Кристиана Вернера — это реалистичная рождественская сказка-притча об обретении потерянных доброты и душевного тепла. Разваливающийся, словно ненужные рождественские декорации, мир Клауса (Маттиас Бреннер) погружён во мрак и холод (на что у героя есть обоснованные причины) — его душа огрубела, и в ней больше нет места теплу. Но, словно уайлдовский Великан, главный герой в итоге оттаивает, и заскорузлая корка его души трескается, обнажая глубоко убранные былые тёплые чувства.

Фото ©️ Christian Werner 

Короткий метр — ещё более сложный формат, чем полнометражное кино. В несколько минут необходимо чётко и ясно уместить задуманную историю. Поэтому одного нарратива в таком концентрированном виде явно недостаточно: на помощь приходит инструментарий средств художественной выразительности. В этом короткометражном фильме с помощью одной лишь игры с тоновым решением пространства рассказана история Клауса за скобками происходящих событий, а органичное упоминание в диалогах подкрепляет догадки зрителя, складывая пазл истории воедино. Кольцевая композиция логично завершает историю, наглядно показывая изменения в душе героя и призывая зрителя прислушаться и сделать выводы.

Ксения Масленникова

Показ состоится 15 ноября в 17билеты


Фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.

Ознакомиться с информацией и приобрести би­ле­ты на фильмы фестиваля мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те Гёте-Института