— Вы говорили когда-то, что первый фильм был задуман фильмом, который должен удивить зрителя. «Последний богатырь» с задачей справился. Как планировали поддерживать дальнейшее чувство удивления у зрительской аудитории?

— Мне кажется, удивление заложено в первую очередь в сценарии, в его перипетиях, в истории. Мы уже поняли после первого фильма, что персонаж, главный герой, у нас неоднозначный человек, от него можно ждать всякого. Сама история удивительна. С другой стороны, сказочный мир Белогорья, интересный, необъятный — это должно сильно поразить зрителя. Эти удивительные места, в которые попадают наши герои, они настоящие, живые. И каждый раз хотелось бы, чтобы для зрителя это было что-то захватывающее, «вау-эффект» в этом был. Помимо огромного количества компьютерной графики, сиджи персонажей. Надеюсь — зрители оценят.

— Что для вас служило источниками вдохновения при съёмках первого и второго фильмов?

— В первую очередь это наши русские, советские фильмы — Птушко, Роу, потому что мы никуда от них не денемся; и богатыри, и весь мир, он такой — похожий на тот мир, который мы видели в детстве, в детстве наших родителей. Это всё витает в нашем фильме, в наших локациях. Конечно же, вдохновлялись — ну я лично — мультфильмами пиксаровскими, потому что соотношение трагичного, смешного, интересного, удивительного в них уникально. Низкий поклон людям, которые работают в Pixar. И самое главное — это всё-таки Disney, потому что диснеевские сказки, фильмы-сказки, — ты в них растворяешься, ты в них расслабляешься, тебе не нужно ломать голову над тем, хорошо ли это, плохо, эта шутка зашла или не зашла. Ты не мучаешься на них. Ты их как какое-то море воспринимаешь, как будто они тебя обволакивают. Я хотел создать такой фильм: с одной стороны, простой, а с другой стороны — душевный, открытый и эмоциональный. Поэтому, конечно, мы вдохновлялись фильмами Disney.

— Это получилось: хоть фильм и русского производства, чувствуется, что он по своей сущности именно диснеевский.

— Да, вот эта невредность кино почти для всех возрастов — это наша основная задача. С одной стороны, острота, перчинка присутствует, а с другой стороны — оно безопасно. Можно смотреть и с четырёхлетним ребёнком, и с бабушкой восьмидесятилетней.

Фото ©️ Disney

— Так вы и видите своего идеального зрителя?

— Вы знаете, с компанией Yellow, Black and White мы работали ещё с сериала «Кухня», и вот тогда аудитория была определена «от шести до восьмидесяти». Вот мне кажется, эта аудитория здесь вполне хороша. То есть от шести лет, когда люди молодые, детишки, они видят и драки, и волшебство, и смешного Колобка, и с другой стороны — взрослые люди средних лет, понимают шутки про плитку и про что-то ещё, и бабушки, которым интересно окунуться, увидеть сказку, понять это обволакивающее чувство волшебного. Поэтому очень широкая аудитория.

— Были какие-то моменты, которые были учтены при съёмках второго фильма по сравнению с первым? Может, что-то не получилось, что-то решили переработать в этот раз…

— Да, знаете, в первом фильме у нас очень было всё сильно связано с павильонами — ну несмотря на то что герои бродили по лесам, полям и всё такое, всё равно это была какая-то локально-замкнутая такая история, и поэтому мы решили её расширить, показать, что такое Белогорье. Какие там люди живут, что там происходит. Что будет, если ты пойдёшь направо, налево, полетишь на ките. И вот этот вот нам мир важно было показать. И конечно, нам хотелось рассказать больше о взаимоотношениях между Иваном и его отцом, то есть чуть-чуть раскрыть взаимоотношения. Потому что в первом фильме оно так всё быстро-быстро по верхам, человеку нужно просто выбраться из сложной ситуации. А здесь уже более такая раскрытая история.

— Если вы не согласны в чём-то со сценаристами, как с этим боретесь? И боретесь ли?

— Несогласия со сценаристами всегда бывают. Просто эти несогласия обсуждаются в течение полутора лет. Можете себе представить? Полтора года! Ну, может, чуть меньше, ну год. Ты год практически два раза в неделю встречаешься со сценаристом, обсуждаешь… Поэтому все несогласия — они за год стираются: либо ты договариваешься, что-то происходит такое, что ты в конце концов все эти проблемы решаешь, или уговариваешь, или всё-таки сам даёшь заднюю…

— Ну за год-то да.

— Да, за год. Поэтому это просто гигантское время подготовки.

— А как вообще у вас во франшизе построен процесс работы с таким большим количеством авторов сценария?

— Вы знаете, не так сложно, потому что в этой большой авторской группе есть руководитель, Виталий Шляппо, и ребята большой группой всё придумывают, а он держит за них ответ. И, собственно говоря, мы все вопросы решаем с ним. Ну то есть ребята тоже принимают участие, но он их защищает или наоборот там (улыбается). Ну, в общем, через него идёт коммуникация. Поэтому, в принципе, не так сложно. Сложнее всего в создании фильма победить коронавирус и погоду.

Фото ©️ Disney

— Да, четыре времени года — и все задействованы в съёмках.

— Четыре времени года. Потому что когда мы снимали, это был то дождь, то снег, то ветер, то ещё что-то. А потом, когда мы всё это сняли и начали монтировать, наступил карантин. А с людьми, к счастью, удаётся договориться.

— Изначально фильм задумывался как единичный или как часть готовящейся франшизы?

— Конечно, просто фильм. Ни в коем случае не было никакой мысли о франшизе, о продолжении, просто интересный фильм, который захватит зрителя и который просто создаст «вау-эффект». И вот этот эффект захотелось в дальнейшем повторить. Схема достаточно простая.

— Второй фильм точно соберёт поклонников первого. А планировали каким-то образом привлекать новых зрителей, которые не смотрели первый фильм, но сейчас увидят афиши, рекламу и захотят сходить в кинотеатр?

— Мне кажется, до второй аудитории, про которую вы говорите, дойдут реплики Колобка. Вот эта простая народная аудитория, она рассуждает так: «Ну а чё нам сказка какая-то, что в ней прикольного?». Мне кажется, Колобок — это вот из их аудитории: простой, народный, нормальный персонаж такой, который понравится людям, которые не любят вот этих слишком замысловатых, каких-то вот так вот завёрнутых историй.

— Он, кстати, несколько напоминает Олафа — если смотрели «Холодное сердце». Разбавляет серьёзность материала, что ли.

— Да, да-да, он такой и есть, он такой вот смешной народный персонаж. По поводу Олафа не было совсем никаких у нас специальных аллюзий, просто вот такой персонаж, который всегда может вставить шуточку.

— Что для вас было самым сложным на этом проекте?

— На этом проекте самое сложное — это сделать компьютерную графику. Есть фильмы, конечно, с бóльшим количеством графики… Даже зрители её не видят в тех местах, где она есть, но она практически в каждом кадре. Более двух тысяч шотов.

Фото ©️ Disney

— Сможете поделиться двумя случаями со съёмок этого фильма — например, одним любимым, а вторым не очень?

— Вы знаете, самый сложный момент — это когда мы начинали снимать фильм и приехали в Карелию, у нас начало съёмочного периода, и начался дождь. В [20]19 году был очень сильный дождь. Дождь шёл, шёл, шёл. Артисты сидели, мы ждали…

— И деньги шли (смеётся).

— Деньги шли (смеётся). Мы приходили на съёмочную площадку, выставлялись, а дождь шёл, шёл, шёл, шёл. И надежда… потихоньку уходила. Но потом наступило солнце, и мы быстро-быстро начали снимать (смеётся). Ну а из смешного — гигантское количество у нас было всяких смешных моментов. Артисты вываливались с коней, падали с гор, сидели в холодной воде, в снегу, их заносило снегом, ветром, водой… Слава богу, нас не закусали клещи — потому что в первой части всех покусали клещи (смеётся). В этот раз клещи нас миновали.

— Ну и последний вопрос: получится у вас обозначить какие-то отличительные признаки, по которым легко понять, что создаётся фильм именно студии Disney?

— Да, могу. Это всегда идеально выверенный текст, отсутствие пошлости, неоднозначности и глупости. Вот это, когда ты сценарий читаешь и видишь, что этого нет, ты понимаешь: да, здесь приложили руку люди, которые работают в компании Disney. Они отполировали до блеска это всё, и это очень важно, потому что шероховатых сценариев ой как много, а отполированных до идеального состояния и при этом смешных, интересных, не скучных, — таких мало. Я надеюсь, что наш фильм такой.


6+ «Пос­ледний бо­гатырь: Ко­рень зла» (2020): в про­кате с 1 ян­ва­ря. 

Рецензию на фильм «Последний богатырь: Корень зла» можно прочитать здесь.