Разговор о гениях актёрской профессии, осчастлививших этот мир своим самозабвенным душевным трудом, обретает особое чувство умиления, когда речь заходит об актрисах — жрицах сцены и феях киноэкрана. На первый взгляд, великих актрис в процентном соотношении меньше, чем великих актёров. Неудивительно, если это и вправду так, потому что женщины в определённый период жизни отдают всё своё естество радости материнства и берут паузу (пусть даже совсем короткую) в непрерывном насыщенном актёрском служении. Известны и истории актёрских супружеских пар, в которых талантливые лицедейки-жёны, уступая гениям-мужьям возможность реализовать себя в творчестве с головы до пят, самоотверженно и безропотно уходят в тень и посвящают дальнейшую жизнь главным образом семейному очагу. Но есть и иные женские судьбы — счастливые как в личной жизни, так и в своём любимом деле, без которого они просто не могут существовать.

Жизнь счастливицы Алисы Бруновны Фрейндлих — случай особенный. Коренная ленинградка, одолевшая с близкими страшный голод в родном городе в годы войны. Дочь небезызвестного русского актёра немецкого происхождения Бруно Фрейндлиха, с младенчества погружённая в атмосферу театральности: первый театр Алисы был у трёх педалей домашнего рояля. По окончании Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского получила характеристику: острохарактерная актриса и травести. На начальном этапе творчества — исполнительница невзрачных персонажей заурядных девочек, а порой и мальчиков (теория Олега Борисова о том, что благополучная актёрская судьба не должна начинаться с героических ролей, подтверждается биографией Фрейндлих). И вот, в начале 60-х после четырёх сезонов в Ленинградском драматическом театре имени В.Ф. Комиссаржевской происходит главное событие в жизни актрисы — рождение союза (творческого, а затем и семейного) её и Игоря Владимирова, поистине выдающегося театрального режиссёра, который разглядел в Алисе то, чему помог раскрыться и что сделало её одной из крупнейших артисток Советского Союза.

Последующие двадцать два сезона в Ленинградском драматическом театре имени Ленсовета под руководством Владимирова — пик театральной биографии Фрейндлих. В этот ключевой период и формировалась её самобытная актёрская природа, открывались новые грани единственного в своём роде артистического дарования. Партнёрами по сцене актрисы в Театре им. Ленсовета были Анатолий Равикович, Михаил Боярский, Леонид Дьячков. О последнем из этих актёров Алиса Бруновна отзывается с особенным пиететом, отмечая то, что этому исполнителю было присуще мощное «энергетическое облако», в котором она просто-напросто растворялась. Большим плюсом послужила практически профессиональная музыкальная одарённость Алисы. Собственно, перед стартом театральной карьеры она стояла перед выбором — пойти по оперной стезе или по драматической. Выбор в пользу второго пути надоумил сделать дочь Бруно Фрейндлих, указав на её недостаточную фактурность для оперного пения.

Параллельно с работой в театре прокладывалась дорога Алисы Фрейндлих и на большой экран. Несмотря на то что снималась она регулярно в эпизодах с молодых ногтей, в кинематографе ей пророчили не самое оптимистичное будущее, считая её внешность некиногеничной, с «неправильной структурой лица», как сказал ей один кинооператор. «Похождения зубного врача» (1965), «Анна и Командор» (1974), «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974) — фильмы с первыми заметными экранными появлениями Фрейндлих. Эти работы актрисы могли со временем бесследно затеряться в памяти советского кинозрителя, если бы не забота о судьбе Алисы в кино режиссёра… Эльдара Рязанова. Всенародно любимая лирическая комедия «Служебный роман» (1977), по убеждению её великого родителя-комедиографа, существует только потому, что существует Алиса Фрейндлих. Роль «статистической Золушки» сделала её всесоюзной любимицей.

Всего Рязанов снял актрису лишь в двух шедеврах — в «Служебном романе» и «Жестоком романсе» (1984), и в обеих картинах Алиса Бруновна исполнила главные роли талантливо и безукоризненно, достигнув с мэтром абсолютного взаимопонимания. Однако намерение снять Фрейндлих в главной роли Эльдар Александрович вынашивал ещё задолго до «Служебного романа». «Гусарская баллада» (1961), «Зигзаг удачи» (1968) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1975) — тоже рязановские шедевры, состоявшиеся без участия в них Алисы Фрейндлих по разным причинам, о которых режиссёр с заразительным интересом рассказывает в своей автобиографической книге «Неподведённые итоги».

Удивительно, но с достижением среднего возраста Алиса Фрейндлих всё больше неуклонно хорошела, становясь выразительней и привлекательней. Наверное, показанный в «Служебном романе» метаморфоз гадкого утёнка в прекрасного лебедя произошёл и в реальной жизни актрисы, причём вопреки неблаговидным переменам в личной жизни: с Игорем Владимировым они расстались, при этом сохранив в сердце на всю жизнь обоюдное чувство благодарности. С 1983 года и по сей день Алиса Бруновна — одна из ведущих актрис БДТ имени Г.А. Товстоногова. Большую радость актрисе доставляет совместная работа с дочерью — Варварой Владимировой, а также с закадычным другом — Олегом Басилашвили. Ну а какие же отношения сложились у Фрейндлих с кинематографом?

В оставшиеся два десятилетия минувшего века после «Служебного романа» Алису ждали интереснейшие роли в кино: «Д'Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Старомодная комедия» (1978) (актёрский дуэт с Игорем Владимировым), «Сталкер» (1979) (роль эпизодическая, но заметная), «Опасный возраст» (1981), «Успех» (1984), «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (1988), «Подмосковные вечера» (1994). Ну а в нынешнем XXI столетии Алиса Фрейндлих — одна из самых востребованных киноактрис «старой школы». Начиная с серии телевизионных детективов «Женская логика» (2002/2003/2004/2006), она приятно удивляет своих поклонников во всё новых и новых оригинальных образах, используя по назначению свой богатый «бункер» жизненных наблюдений и переживаний. Основные работы Алисы Бруновны в кино за последние пятнадцать лет — «На Верхней Масловке» (2004), «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009), «Линия Марты» (2014), «Большой» (2017), «Карп отмороженный» (2017).

Многая лета Вам, дорогая Алиса Бруновна!