«У меня в душе ни одного седого волоса,                                                             и старческой нежности нет в ней!       Мир огрóмив мощью голоса, 

иду — красивый,                                           двадцатидвухлетний».

Владимир Маяковский

Пожалуй, для большинства поклонников отечественного кино и просто зрителей, любящих на домашнем досуге смотреть высокопробные советские фильмы, ещё иногда идущие по телевидению, первое знакомство с личностью Олега Басилашвили связано с культовыми кинокартинами Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Вокзал для двоих» (1982), а также с не менее культовым фильмом Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979). Ярчайшие главные роли в одних только этих четырёх шедеврах наглядно представляют своего исполнителя как харизматичного артиста с многогранным талантом, выдающим внушительный творческий диапазон и глубокие склонности к импровизации. Актёр интересен и в образе обаятельных мерзавцев, и в облике благородного и жизнестойкого интеллигента, и в шкуре интеллигента безвольного и робкого. Но есть у Олега Валериановича и совершенно иные кинороли, способные завлечь публику, очарованную обаянием и мастерством актёра, в самую глубину его плодотворного творчества.

История о том, что крепкая мужская и творческая дружба Басилашвили с Рязановым началась в преддверии съёмок «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» (1975), известна практически абсолютно всем. Актёр был утверждён на роль пылкого ревнивца Ипполита (блистательно сыгранного в итоге Юрием Яковлевым), но не снялся из-за кончины своего отца и кончины товарища-сослуживца по БДТ Ефима Копеляна. Полностью оправдав ожидания Эльдара Рязанова в «Служебном романе», Олег Басилашвили получил обещание режиссёра, что будет сниматься у него в каждой следующей картине. В телевизионных архивах есть материалы, свидетельствующие о существовании расписки Эльдара Александровича, в которой он обязался снимать актёра Басилашвили в главной роли в каждом новом фильме, а в случае нарушения данного слова — выплачивать Басику (так ласково актёра называют его друзья и поклонники) сумму, равную гонорару исполнителя главной роли. Соблюдалась ли эта договорённость или это была такая остроумная дружеская игра — не столь важно.

Вплоть до своего ухода Рязанов близко дружил с Басилашвили и за последние тридцать лет своей режиссуры снял его в шести фильмах. По воспоминаниям Олега Валериановича, единственный раз он удостоился от Элика высшей похвалы (Рязанов назвал его великим артистом) на съёмках фильма «Небеса обетованные» (1991). В колоссальный восторг мэтра привела сцена, где герой Басилашвили на фоне осеннего ненастья приносит завтрак в постель своей квартирантке (сыгранной Натальей Щукиной), по возрасту годящейся ему в дочери, и, сильно стесняясь её обнажённой груди, с легкомысленной улыбкой и от смущения отведёнными в сторону глазами делает ей предложение руки и сердца. Примечательно, что в этой же ленте раскрылся музыкальный талант актёра: песню Андрея Петрова «Молитва» на стихи самого Эльдара Рязанова под фортепианный аккомпанемент Басилашвили спел так благоговейно, нежно и беспафосно, как больше не удавалось никому.

Однако фильмография Олега Басилашвили не ограничивается работой у великого комедиографа. Запоминающимися получились роли Басика в экранизациях русской литературы: «Гранатовый браслет» (1964), «Живой труп» (1968), «Дни Турбиных» (1976). В этот же список, наверное, можно включить и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) Никиты Михалкова: меньше минуты экранного времени длится яркое участие Басилашвили, чей случайный безымянный персонаж с красными слезливыми глазами показывает в кинокамеру язык. Ну и конечно же, в веке наступившем это масштабные роли в многосерийных телевизионных фильмах Владимира Бортко: «Идиот» (2003) и «Мастер и Маргарита» (2005). Последний из этих проектов для актёра был особенно примечательным: будучи великим ценителем русской классики, в особенности Михаила Булгакова, Олег Басилашвили сделал всё, чтобы своим перевоплощением развеять устоявшееся стереотипное отношение определённой доли публики к Воланду как к априори недоброму, дьявольскому персонажу. В трактовке Олега Валериановича акцент сделан на том, что его экранный герой — это существо, как раз таки поощряющее любовь и наказывающее зло.

Талантливая игра Басилашвили стала настоящим украшением четырёх фильмов Карена Шахназарова: «Курьер» (1986), «Город Зеро» (1988), «Сны» (1993), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001). Также отдельного внимания заслуживает 5-серийный фильм Семёна Арановича «Противостояние» (1985), где герой в исполнении Басилашвили на заре перестройки расследует цепь преступлений, параллельно погружаясь в материалы кинохроники, раскрывающей ужасающие современников тайны Великой Отечественной войны. Но немаловажно знать, что в актёрскую профессию Олег Валерианович пришёл через таинственное зрительское проникновение в живой мир Московского Художественного театра послевоенных лет. Коренной москвич Басилашвили мечтал быть соучастником этой сценической атмосферы МХАТа, окончил Школу-студию МХАТ, но неисповедимыми путями на всю жизнь был перемещён в город на Неве, где уже ровно шестьдесят лет самоотверженно служит в Большом драматическом театре, носящем сегодня имя главного в жизни Басика мастера — Георгия Товстоногова. Если вдруг вы будете в ближайшие дни в Петербурге, непременно посетите БДТ и поздравьте с юбилеем Олега Басилашвили! Ему будет приятно. 

Изображения: культура.рф