Нестареющие произведения искусства, которые на протяжении десятилетий (а то и веков) остаются любимыми и востребованными у публики, со временем заслуживают неофициального звания классики. Но и классике свойственно многообразие: работы отдельно взятого автора неповторимы и по-своему прекрасны. И количество творений здесь не играет роли в увековечивании имени их создателя. Бывает достаточно художнику и трёх или пяти шедевров, чтобы пожизненно войти в историю искусства. В кинематографе такой легендой заслуженно является Владимир Меньшов, на счету у которого около ста экранных ролей и только пять полнометражных фильмов, снятых им как режиссёром-постановщиком за последнюю четверть минувшего столетия: «Розыгрыш» (1976), «Москва слезам не верит» (1979), «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000).

В лицо Владимира Меньшова знает каждая собака. Нынешнему молодому поколению он стал известен во многом благодаря яркой роли светлого мага высшей категории, начальника московского Ночного Дозора Гесера в блокбастерской дилогии Тимура Бекмамбетова («Ночной Дозор» (2004), «Дневной Дозор» (2005)), а также благодаря участию в широко известных многосерийных телевизионных фильмах, вышедших на Первом канале в нулевые: «Участок» (2003), «Диверсант» (2004), «Брежнев» (2005), «Заколдованный участок» (2006), «Диверсант 2: Конец войны» (2007), «Громовы. Дом надежды» (2008). Кроме того, в 2007 году на телеканале «Россия» состоялась премьера многосерийного фильма Сергея Урсуляка «Ликвидация», имевшего громкий успех у телезрителей. В этом проекте, время от времени повторяемом по телевидению, Меньшов с таким энтузиазмом исполнил роль маршала Советского Союза Георгия Жукова, что в чём-то затмил самого Михаила Ульянова, появлявшегося до этого на экране в образе маршала Победы более двадцати раз.

Не остались незамеченными и роли Владимира Валентиновича в фильмах, не обделённых широким зрительским вниманием в отечественном прокате на рубеже 2010-х годов: «Каникулы строго режима» (2009), «Любовь морковь 3» (2010), «Выкрутасы» (2011), «Generation П» (2011), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011), «Ёлки 2» (2011), «О чём ещё говорят мужчины» (2011), «Легенда № 17» (2013). В последнем из этих кинопроизведений работа Меньшова особенно колоритна: его партработника Балашова, плетущего интриги вокруг легендарного тренера сборной СССР по хоккею Анатолия Тарасова, искренне ненавидишь, что говорит о непревзойдённом актёрском мастерстве. За эту роль Меньшов получил премию «Золотой орёл» (в номинации «Лучшая мужская роль второго плана). Зрителям постарше Меньшов-актёр знаком также главным образом по картинам «Человек на своём месте» (1972), «Время для размышлений» (1982), «Курьер» (1986), «Перехват» (1986), «Где находится нофелет?» (1987), «Город Зеро» (1988), «Китайскiй сервизъ» (1999).

И всё же при имени этого выдающегося кинематографиста первая ассоциация, возникающая у его поклонников, — кинорежиссёр, с поразительной точностью передающий в своих лентах психологию русского народа. Каждая картина, снятая Меньшовым, — отдельный этап его жизни, в котором его творческая личность кардинально меняется. К съёмкам очередного фильма он намеренно забывает, как пишется режиссёрский сценарий и как организуется съёмочный процесс. Но в чём мэтр верен себе каждый раз, так это в том, что на съёмочной площадке он становится закадровым партнёром своих актёров, «репетитором», при необходимости подыгрывающим исполнителям. В то же время Меньшов, снимаясь у других режиссёров, не упускает возможность мыслить про себя режиссёрски, не нарушая при этом своих исключительно актёрских полномочий. Такое тайное взаимопроникновение двух кинематографических ипостасей в одном живом флаконе способствует рождению на экране блестящего зрелища, оставляющего в сознании зрителя приятное впечатление.

Жизнь Владимира Меньшова, как, наверное, и у всякого человека, — незыблемая цепочка судьбоносных событий, где наличие каждого звена обеспечивает то или иное великое свершение, которое может произойти и спустя очень долгую серию, казалось бы, незначительных звеньев. Так, любимый всеми поколениями россиян шедевр «Москва слезам не верит», завоевавший «Оскар» (в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»), не случился бы, если бы на рубеже 1970-х годов Меньшов под покровительством Михаила Ромма не был вгиковским аспирантом и удачно не снялся в короткометражном фильме Александра Павловского «Счастливый Кукушкин» (1970). До этого будущей легенде после окончания актёрского факультета Школы-студии МХАТ предстояло пройти через годы невостребованности и безденежья, в то время как все его однокурсники сразу оказались нужными и сцене, и экрану. Рецепт счастливой жизни оптимиста Меньшова состоит в реализации двух вещей: найти дело своей жизни и встретить человека, вместе с которым ты сможешь достойно пройти жизненный путь. Актриса Вера Алентова — тот самый человек в жизни сегодняшнего юбиляра. Без этой женщины не было бы отдельного пласта отечественной киноклассики, на которой, хочется верить, вырастет ещё не одно поколение наших соотечественников.

С юбилеем Вас, Владимир Валентинович! 

Изображения: ruskino.ru