Имя Олега Янковского, украшавшего своим уникальным природным актёрским даром отечественный кинематограф второй половины минувшего столетия, заслуженно запечатлелось в истории, пожалуй, всей мировой кинематографии. Унаследованный восточноевропейский аристократический шарм, выразительное лицо, выходящее органичным с любого ракурса съёмки и при любом освещении, умение зачастую своим молчанием сказать много интереснее самых изощрённых и красноречивых монологов — всё это далеко не полный набор артистических преимуществ, ведущих к непрестанному раскрытию загадки под названием Олег Янковский.

Вся фильмография мастера-актёра на протяжении четырёх десятков лет формировалась таким удачным образом, что теперь её удобно и приятно изучать, будто бы перелистывая разделы грамотно разработанной энциклопедии или путешествуя из зала в зал удивительного по красоте и многообразию музея. Так, наиболее колоритные и запоминающиеся работы Янковского в кино можно условно распределить по группам, имеющим свою некую целостность, своё развитие. Просматривать роли можно не в хронологической последовательности выхода на экраны картин, а в порядке уменьшения популярности кинопроизведений.

Начнём наш обзор с рассмотрения творческого союза «Янковский—Захаров», оказавшегося взаимовыгодным не только для гения-исполнителя, но и в большей степени для начинающего в середине 1970-х годов яркий путь в телевизионном кинематографе режиссёра Марка Захарова (художественного руководителя театра «Ленком»), ставшего для Олега Ивановича главным сценическим наставником. Янковский оказался необходимым творческим единомышленником-вдохновителем, уже имевшим нужный кинематографический опыт, которого так не хватало Захарову для создания телевизионного фильма «Обыкновенное чудо» (1978), ставшего второй по счёту (после чёрно-белого фильма, снятого Эрастом Гариным в 1964 году) и наиболее популярной экранизацией одноимённой пьесы Евгения Шварца. Волшебник в исполнении Янковского в этом фильме — единственная философски вольная фигура, выпускающая в свет остальных персонажей, позволяющая спорить с собой, имеющая над ними, тем самым, превосходство. Следом происходит одно из самых знаковых событий в творческой биографии актёра — рождение фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), комической фантазии о знаменитом в Германии герое народных преданий с восхитительной самоиронией и мужеством противопоставлять себя общественному мнению. Остальные две работы Марка Захарова с участием Олега Янковского — «Дом, который построил Свифт» (1982) и «Убить дракона» (1988) — две притчи, удостоившиеся значительно меньшей известности, но, тем не менее, имеющие право на знакомство с современным зрителем.

Ещё один пример плодотворного творческого союза актёра и режиссёра в кино — союз Олега Янковского и Романа Балаяна. Актёр снялся в пяти лентах кинорежиссёра с оригинальным утончённым стилем: «Полёты во сне и наяву» (1982), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986), «Филёр» (1987), «Райские птицы» (2008). Фильм «Полёты во сне и наяву» стал культовым: Янковский в воплощённом на экране образе с поразительной по широте эмоциональной амплитудой выразил облик целого поколения неявно страдающей советской интеллигенции периода застоя. Фильмы «Поцелуй» (по мотивам одноимённого рассказа А.П. Чехова) и «Храни меня, мой талисман», за последние пять лет единожды показанные на телеканале «Культура», менее известны, но не менее интересны не только по своему художественному своеобразию, но и по появлению в них Янковского в совершенно не привычном зрителю амплуа. Например, в «Поцелуе» актёр изобразил невзрачного офицера-интроверта из позапрошлого века, способного своей природной отчуждённостью от окружающего общества заразить зрителя склонностью к уединению.

Отдельная длинная страница в кинотворчестве Олега Янковского — главные роли в экранизациях русской и зарубежной классической литературы: «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) (по мотивам повести Чехова «Драма на охоте») Эмиля Лотяну, упомянутое выше «Обыкновенное чудо» Марка Захарова, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (1981) (по одноимённой повести Артура Конан Дойла) Игоря Масленникова, «Крейцерова соната» (1987) (по одноимённой повести Л.Н. Толстого) Михаила Швейцера и Софии Милькиной, «Роковые яйца» (1995) (по одноимённой повести М.А. Булгакова) Сергея Ломкина, «Ревизор» (1996) (по мотивам одноимённой комедии Н.В. Гоголя) Сергея Газарова, «Доктор Живаго» (2005) (по одноимённому роману Бориса Пастернака) Александра Прошкина, «Без вины виноватые» (2008) (по одноимённой пьесе А.Н. Островского) Глеба Панфилова, «Анна Каренина» (2009) (по ещё одному толстовскому роману) Сергея Соловьёва.

Кроме того, Янковскому блистательно удавались в кино роли реальных исторических персонажей: декабрист Кондратий Рылеев в исторической драме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975), император Николай II в историко-мистической драме Карена Шахназарова «Цареубийца» (1991), граф Пётр Пален в исторической драме Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» (2003), а также митрополит Филипп в историко-биографической драме Павла Лунгина «Царь» (2009) — последняя работа Олега Янковского в кино.

Не менее важной составляющей в творчестве актёра стала его работа у Андрея Тарковского: в «Зеркале» (1974) Янковский благодаря своему сходству (не только внешнему, но и, наверное, духовному) с поэтом Арсением Тарковским появился на экране в образе родного отца режиссёра, а в снятой в Италии «Ностальгии» — в образе русского писателя-интеллигента, находящегося в Тоскане и проходящего через бездну душевного кризиса.

Своеобразную творческую линию Олега Ивановича можно выделить, объединив в единый ряд картины, где актёр появляется в дуэте с Ириной Купченко. В совершенно не похожих друг на друга фильмах артисты органично и всякий раз по-новому играют супружескую пару: помимо упомянутых «Обыкновенного чуда» и «Собаки Баскервилей» можно вспомнить «Поворот» (1978) Вадима Абдрашитова и «Приходи на меня посмотреть» (2000) — единственный фильм, где Олег Янковский выступил не только как исполнитель главной роли, но и как режиссёр (в соавторстве с Михаилом Аграновичем).

Нельзя не отметить и первые две картины, благодаря которым Янковский, будучи ещё артистом Саратовского драматического театра, что называется, ворвался в большой кинематограф: «Щит и меч» Владимира Басова и «Служили два товарища» Евгения Карелова — обе чёрно-белые военные драмы вышли в 1968 году.

Чрезвычайно востребованным Янковский продолжал оставаться и в наступившем XXI веке. Подтверждение тому — роли в крупных кинопроектах Валерия Тодоровского «Любовник» (2002) и «Стиляги» (2008).

Напоследок назовём ещё один фильм с великим артистом, а именно —серьёзную комедию Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию» (1982), которая в совокупности с «Полётами во сне и наяву», вышедшими на экраны в тот же год, дополняет развитие актуальной в многовековом русском искусстве темы — темы «лишнего человека».

В летописи русского кинематографа есть имена актёров, при жизни являвшихся некой духовной гарантией общественного благополучия. Такими артистами были, например, Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, Олег Даль. Не столько был важен материал с их участием, сколько было важно само живое существование этих лиц в поле зрения народа. Сейчас, когда мастеров старой актёрской школы с нами становится меньше, возрастает значимость их достижений, запечатлённых на киноплёнке. К таким мастерам нельзя не отнести и Олега Ивановича Янковского.