Отдельную обширную сферу советского кино образовали прибалтийские киноленты, очаровывающие и сегодня русских зрителей изысканными натурными и интерьерными пространствами, нетривиальной мелодичной музыкой, а главное — удивительно привлекательными лицами, выдающими не вполне советский культурный менталитет своих исполнителей. Изображение жизни на капиталистическом Западе в отечественной кинематографии получалось особенно удачным именно в фильмах, снятых (прежде всего, для телевидения) на Рижской и Литовской киностудиях. Среди первых звёзд-мужчин советской Прибалтики можно выделить не одно имя: Донатас Банионис, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Ивар Калныньш. Но если речь заходит о дивах советского прибалтийского экрана, то здесь пальма первенства по праву принадлежит Вии Артмане.

Её называли не иначе как королевой латвийской сцены. Наверное, отчасти потому что особенно ей удавались роли королев и других царственных особ. В кино же она играла крестьянок, разведчиц, следователей прокуратуры, а в образе императрицы Екатерины II появлялась аж дважды — в «Емельяне Пугачёве» (1978) Алексея Салтыкова и в «Золотом веке» (2003) Ильи Хотиненко. Это при том, что по происхождению Артмане не была аристократкой. С отроческих лет она пасла хозяйских коров, её первая роль в реальной жизни — потомственная прислуга. В творческой судьбе Алиды (так звали Артмане при рождении) многое решил счастливый случай: она попала служанкой в богатую семью, где ценилось искусство. Хозяйка однажды заметила, как юная прислуга танцует, и решила дать ей несколько балетных уроков. Вскоре Алида-Вия отправляется в Ригу поступать в драматическую студию. В столице Латвии она станет просто Вией: от служанки Алиды с годами останутся только глубоко спрятанные воспоминания.

Собственно, многие стороны в биографии Вии Артмане так и остались окутаны тайнами. Была ли счастлива она в браке с латвийским актёром Áртуром Димитерсом, который, согласно мнению коллег по сцене (а также по расплывчатым рассказам самой Вии), вынудил молодую актрису без прошлого выйти за него замуж, обещая ей безбедную жизнь и первые роли в театре и угрожая ей отмщением в случае отказа? Правда ли, что её активное участие в партийной деятельности как-то способствовало её продвижению в актёрской карьере? Как бы то ни было, талант Артмане дал о себе знать всему Советскому Союзу после выхода на экраны фильма Михаила Ершова «Родная кровь» (1963). Её роль паромщицы, растящей в одиночку троих детей в тылу (основное действие фильма происходит в годы войны), не может не вызвать отклик сочувствия и сопереживания в зрительских сердцах. Партнёром актрисы по фильму был Евгений Матвеев — к тому моменту уже довольно известный актёр. В съёмочной группе сразу заметили, как Матвеев заботливо опекает свою партнёршу, учит её русскому языку (на тот момент она толком не говорила по-русски, в картине она говорит с сильным акцентом). Режиссёр, заметив такую двойную игру в кадре и за кадром, решил не мешать актёрам. Как потом признается Артмане, образ этих влюблённых они с Матвеевым создавали, что называется, на грани. Картина сделала актрису знаменитой. По опросу журнала «Советский экран» Вию назвали лучшей актрисой 1963 года.

Спустя два года её ждала работа в драме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» (1965). Основные съёмки фильма уже подходили к концу, не было только актрисы на эпизодическую роль. Единственной подходящей кандидатурой, по мнению режиссёра, была Вия Артмане. Актриса же, имея тогда на руках двухмесячную дочь, наотрез отказалась ехать на съёмки в глухой посёлок, где не было ни воды, ни удобств. Ассистент режиссёра с поддержки мужа Артмане почти насильно увезла актрису вместе с грудным ребёнком, пелёнками и распашонками. На сей раз Донатас Банионис, игравший возлюбленного её героини, взял опеку над новорождённой, носил и грел воду и всячески помогал Вии. И он, и она не играли, а жили в своих ролях — тратились, как говорят актёры. Об этой эпизодической роли Артмане потом говорили как об одной из главных в её фильмографии.

Ролью же номер один Вии Артмане в кино справедливо можно считать роль Джулии Ламберт в фильме Яниса Стрейча «Театр» (1978), экранизации одноимённого романа Сомерсета Моэма. «Очаровательная негодяйка» — так Вия называла свою любимую экранную героиню. О самом романе актриса была несколько радикального взгляда: «Мне понравилось, что у Моэма в подсознании было что-то дьявольское, но Стрейч не очень хорошо понимал его роман. Да и роман этот у Моэма далеко не самый блестящий. Я помню, как начала его читать, подняла ещё старое издание. Там много вульгарного и непристойного. Думаю, в своё время Моэма отвергла какая-то дама, поэтому он решил отомстить всем женщинам, создав эту героиню».

Интересно, что режиссёр, принимая во внимание опыт и заслуги актрисы, приближавшейся тогда к своему 50-летию, разрешил ей самой выбрать себе экранного любовника. Так дуэт с Артмане в фильме «Театр» принёс всесоюзную известность Ивару Калныньшу, талантливо исполнившему роль Тома Феннела. Согласно одной байке, на репетиции сцены любовной вспышки между Джулией и Томом режиссёр предложил Калныньшу провокацию: после своей реплики сразу начать целовать неготовую к такому повороту партнёршу, схватить её на руки и повалить в постель. Во время сцены молодой артист увидел, что Артмане действительно ничего не знает, но она словно ждала такого жеста со стороны партнёра. Это была её последняя любовная сцена в кино.

Распад СССР и отделение Прибалтики перечеркнули многие творческие судьбы. Новая независимая Латвия стремилась скорее забыть советское прошлое, неотъемлемым элементом которого была Вия Артмане — кумир миллионов. Для новых властей актриса прежде всего являлась народной артисткой Советского Союза и кандидатом в члены ЦК, то есть наследием преступного советского режима. Ей даже ставили в вину участие в дебютном фильме Валерия Тодоровского «Катафалк» (1990). Актрисе всё чаще намекали об уходе на заслуженный отдых, но театр был её жизнью, за которую она боролась. В 1993 году латвийские власти по закону о реституции постановили вернуть квартиру, в которой семья Артмане прожила несколько десятилетий, прежним хозяевам. Такой зловещий рок, произошедший с легендой из-за мести её завистников, серьёзно подкосил её здоровье. На рубеже нового века Вия Артмане добровольно простилась с театральными подмостками и последние десять лет своей жизни уже не работала. Её жизненный путь оказался закольцованным бедностью: последние годы больная Артмане провела бедно в скромном дачном домике. На надгробии её могилы по-латышски написано «Елизавета Вия Артмане»: за несколько лет до ухода актриса приняла православие и стала в крещении Елизаветой. Для почитателей как советского прибалтийского кино, так и непосредственно таланта Вии Артмане, эта легендарная актриса остаётся олицетворением блестящих успехов всей советской культуры. 

Изображения: Domkino.tv