Наверное, не будет преувеличением заявить, что три первых полнометражных фильма «игрушечной» франшизы, вышедшие в свет в 1995-м, 1999-м и 2010-м году соответственно, образовали собой градацию приключений игрушечных персонажей, одушевлённых по воле авторов, в порядке нарастания масштабности, зрелищности, остросюжетности. С каждой новой «Историей» расширялась территория, по которой перемещались бесстрашные ковбой Вуди, астрорейнджер Базз и их верные друзья, росла численность задействованных в кадре разнообразных оживлённых игрушек, менялись неожиданным образом антагонисты и злодеи, увеличивался уровень сложности решения проблем, в которые попадали герои. Причём интерес к без конца происходящим роковым перипетиям и усилиям игрушек для своего спасения у зрителей не пропадал. Даже не забывая о том, что всё это сказка, по законам которой добро так или иначе побеждает зло, публика всё равно не могла оторваться от экрана, проявляя любопытство, каким же образом игрушкам удастся выкрутиться, когда неблагополучный исход казался неминуемым.

Кроме того, за фильмом «История игрушек 3: Большой побег» (2010) (Toy Story 3) режиссёра Ли Анкрича (триквелу был присущ саспенс и неоднозначно счастливая развязка с философским смыслом и ноткой грусти) последовали пять короткометражек, вышедших в период с 2011-го по 2014-й год. Первые три из них — «Гавайские каникулы» (2011) (Hawaiian Vacation) Гари Ридстрома, «Самозванец» (2011) (Small Fry) Энгуса МакЛэйна и Дилана Брауна и «Веселозавр Рекс» (2012) (Partysaurus Rex) Марка А. Уолша и Дилана Брауна — идеально подошли бы для того, чтобы быть украшением телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». И хронометраж в 6—7 минут это позволил бы, и зрелище пришлось бы по душе отходящим ко сну малышам. Даже если посменно крутить в телеэфире только три этих мультика, надоедят они не сразу. Последние же две короткометражные «Истории» (обе продолжительностью в 22 минуты) — «История игрушек и ужасов!» (2013) (Toy Story of Terror) Энгуса МакЛэйна и «История игрушек, забытая временем» (2014) (Toy Story That Time Forgot) Стива Пурселла — не грех было бы включить в передачу наподобие утреннего выходного «Дисней Клуба», выходившего в 1990-х — 2000-х годах на «ОРТ» (ныне «Первый канал»). Эта парочка коротких эпизодов, наделённых значительной долей саспенса и экшена, наоборот пробуждала бы юных зрителей, только поднимающихся с кровати.

Что ж, пришла пора перейти к заветному квадриквелу, уже успевшему завоевать первую волну признаний и восхищений кинокритиков. «История игрушек 4» (Toy Story 4) Джоша Кули — оригинальный зрелищный мультипликационный фильм с захватывающим сценарием, добрым юмором, яркой авторской фантазией и философской лирикой. Два ключевых события, связующим звеном которых послужили невероятное благородство, бесстрашие и гуманизм шерифа Вуди, образуют основную сюжетную канву. Событие первое — пополнение обществом игрушек девочки Бонни (которой в финале предыдущего полнометражного фильма повзрослевший мальчик Энди, первый хозяин главных героев, не без доли печали подарил свои игрушки, в чём и заключалась светлая трагедийность) необычным новичком — ожившей поделкой Вилкинсом. Основным элементом (туловищем) этого игрушечного новобранца, которого Бонни сама же и мастерит в свой первый день в школе, является одноразовая пластиковая вилка, чья мусорная природа потребует от Вуди, берущего «новорожденного» под опеку, приложить нешуточные усилия, чтобы обратить его в свою веру: в то, что он, Вилкинс, не мусор, а новая любимая игрушка Бонни.

Второе же событие, имеющее предысторию, с которой и начинается сия четвёртая «История», — возвращение в жизнь Вуди куколки-пастушки Бо Пип. Вспомните по первым двум сериям, режиссёром которых был Джон Лассетер, скромную беззащитную куколку с тройкой овечек. В третьей серии её уже не было, в связи с чем имел место логичный вопрос о её судьбе. И вот четвёртая часть начинается с показа роковых обстоятельств девятилетней давности, при которых Бо поневоле покинула своё родное окружение. Ну а раз в начале рассказа показано ружьё, значит, где-то к середине оно должно выстрелить. Так, Вуди с Вилкинсом через череду событий оказываются в антикварном магазине, где герой-ковбой замечает светильник, принадлежавший подружке-пастушке. Спустя некоторое время Вуди, оказавшись неподалёку в парке развлечений, встречается и с самой Бо, круто изменившейся за все эти годы: теперь это самостоятельная, независимая, смелая и активная игрушка, живущая не для хозяина (которого у неё нет), а для своего заслуженного наслаждения прекрасным миром вокруг. Эта встреча со своей старой подругой окажется для Вуди судьбоносной.

«История игрушек 4» — самодостаточная история, которой можно наслаждаться и без знания приквелов, поскольку важнейшие мгновения в жизни главных здесь игрушек продемонстрированы в изобразительной панорамной увертюре и перенесены в диалоги. Эту работу, в общем, не паразитирующую на достижениях фильмов-предшественников, можно считать зачётной, а франшизу — беспроигрышной. Возможно, потому что работа осуществлялась по мановению вдохновения создателей, и каждая «История» делалась как первый и в то же время как последний фильм.

Но нашим маленьким зрителям, полюбившим персонажей по просмотру всех прежних серий, будет важна поддержка своих близких взрослых. Взрослые! Пусть ваши дети разделят знакомство с четвёртым «игрушечным» эпизодом вместе с вами! Насладитесь и вы этим прекрасным и умным мультфильмом, а при возможных сердечных переживаниях у ваших деток (чем могут быть вызваны эти переживания, умолчим, дабы обойтись без спойлеров) объясните им, что «История игрушек» — вымысел, что игрушки в отсутствии своих хозяев не оживают, и им параллельно, играют ли с ними или предают их забвению. Вклиниваю в сию статью подобное не очень внятное предостережение, поскольку «История игрушек» (1995) (Toy Story) Джона Лассетера и «История игрушек 2» (Toy Story 2) Джона Лассетера, Ли Анкрича и Эша Браннона — главные мультфильмы моего раннего школьного детства. Уже не помню, что у меня появилось первоначально — видеокассета с первой частью или же приставочная игра по этому мультику, но и то и другое занимало мой досуг. Родители делали ремонт, и я потребовал, чтобы в моей комнате обои были в виде голубого неба с облаками, как и в комнате Энди. Вскоре вышел в свет второй фильм, и в это же время неисповедимыми путями у меня дома появились и сами игрушки из фильма. Я недоумевал, почему Базз Лайтер не взлетает. Очень хотелось, чтобы он взлетел, притом не возникало мыслей, что он врежется в потолок или улетит в небо, если запустить его на открытом воздухе. Ну а ковбой Вуди некоторое время был, пожалуй, моим лучшим другом, как и у мальчика Энди. И я действительно верил, что стоит оставить игрушки без присмотра, и они оживут, поэтому немало времени бездарно потратил в ожидании телодвижений Вуди, притворяясь спящим. Такая игра, основанная на доверчивом воображении, может притормаживать ребёнка в развитии, познании окружающего мира и реализации жизненных проектов первостепенной важности. Поэтому, взрослые, хоть мой случай, наверное, редкий, но всё же будьте бдительны! Но посмотреть фильм «История игрушек 4» настоятельно рекомендуем.

Эта рецензия — часть рубрики «Кинобаттл». Вторую рецензию на фильм «История игрушек 4» смотрите здесь.


Троллим кинокомпании тонко совместно с
Кинотеатр Поклонка