С первых минут повествования семейные отношения главного героя Ярослава (Ярослав Плесл) определяются статусом «всё сложно». Жена Бланка (Ясмина Циганкова) запрещает ему видеться с детьми, пока его мать не отдаст ей квартиру. Сам Ярослав представляется хрупким и нерешительным водителем скорой помощи, в обязанность которого почему-то входит приготовление еды для матери и её любовника (по совместительству отца Бланки) Густава (Богуслав Зарихта). Мать главного героя Дорота (Регина Разлова) не намерена облегчать сыну жизнь: она не ограничивает себя нравственными нормами, вульгарно заигрывая на глазах Ярослава с любовником, и перманентно морально подавляет и без того мягкотелого сына. Злополучную квартиру она отдаст лишь при одном условии — таком же абсурдном, как и прочая мотивация героев: если вместо сына ужин для всей «семьи» приготовит её бывший муж Камиль (Ян Александер).

“Cook F**k Kill” (2019) — сложносочинённая лента в жанре драмеди, состоящая из трёх равноправных драматургических арок, в каждой из которых разыгрывается альтернативная версия одних и тех же сюжетных событий. Интерес Миры Форнай в данной картине развивается в векторе остросоциального исследования патологических паттернов внутрисемейных отношений. Режиссёр анализирует, как токсичные модели поведения и смещение социальных ролей деструктивно воздействуют на микросоциум семьи.

Фото ©️ IFFR

Своё творческое киноисследование Форнай помещает в нарративные рамки с характерными чертами фольклорной сказки. Отсюда и архетипичность образов, и чёткое разделение повествования на три закольцованных акта, связанных с перерождением героя, и нарочитые троекратные повторения, отсылающие то к сказочным, то к религиозным сюжетам. Ярослав вместе с  прочими героями застрял в рамках формальных психологических типажей. Ему выпадает уникальная возможность трижды заново прожить свой невезучий день, приноравливаясь к новым условиям, диктуемым новыми социальным ролями. В одной реальности он тюфяк, в другой — доминант, избивающий жену, а в третьей вообще женщина.

Всё, что разыгрывается на экране, очень напоминает беккетовский театр абсурда. Течение повествования оказывает давление на зрителя своей зацикленной нелогичностью и атмосферой тревоги. Внешнее взаимодействие героев, обличённое в шаблонные коды, вступает в конфликт с их полной внутренней  отчуждённостью друг от друга.

Мире Форнай, неравнодушной к теме семейного насилия, удалось решить свою философскую задачу, создав на экране весьма отталкивающий контекст сексуального, морального и физического насилия. Для этого режиссёр взяла на вооружение не только эстетику оголённых тел и разбитых в кровь лиц, но и другие воздействующие на подсознание визуальные и диалоговые приёмы, объединившиеся в рафинированно-кинематографичную «историю болезни» одной семьи.

Это рецензия является частью рубрики «Кинобаттл». Вторую рецензию на фильм "Cook F**k Kill" можно прочитать здесь

Фильм "Cook F**k Kill" из конкурсной программы фестиваля «Зеркало» доступен 29 июня в онлайн-кинотеатре tvzavr.