Что бы ни делала ты, 

Всегда под пристальным взглядом,

Хвостом заметая следы, 

Мысленный волк бежит рядом.

Валерия Гай Германика

В прокате ещё можно застать новый фильм Валерии Гай Германики «Мысленный волк». Полнометражными картинами режиссёр-индиго радует нас нечасто, что скорее огорчительно. Юное дарование, которое давно стало взрослой женщиной с детской душой и неуёмной фантазией, за отсутствием достаточного финансирования снимает преимущественно сериалы и клипы. В частности, для группы «Смысловые галлюцинации» Германика пять лет назад сняла клип с идентичным названием «Мысленный волк», текст песни к которому она написала самостоятельно. Тем не менее, от связи с этим произведением, как и от одноимённой книги Алексея Варламова режиссёр (буквально) открещивается, поясняя, что образ мысленного волка она подсмотрела у Иоанна Златоуста. 

Если пропустить метафизический пролог картины, где мы видим, например, чудо воскрешения, зафиксированное в стерильной обстановке плавно перемещающейся камерой, не характерной для Германики, и межреальный эпилог, то, спустившись на землю и прибегнув к помощи бренных слов, сюжет картины можно описать следующим образом: Лиза Климова (Дочь) приезжает с ребёнком в гости к Матери (Юлия Высоцкая), которую она застаёт на местной дискотеке в объятиях юного кавалера-гопника. Дочь тянет Мать домой, путь к которому пролегает через ночной мрачный зимний лес, в котором может таиться всё, что готова спроецировать здоровая и не очень психика. Между двумя женщинами начинается словесная ехидная перепалка, обнажающая духовную пропасть между ними. На мгновение охватывает ощущение, что действие фильма из леса так и не сдвинется, обрекая зрителя слушать нескончаемые, с претензией на остроумность, споры, но спустя некоторое время всё же наступает утро, которое на время готово разогнать всех призраков и объявить короткое перемирие. Юлия Высоцкая, которую одни привыкли восхвалять, другие — поносить, воплощает образ непутёвой Матери, бывшей профессиональной танцовщицы, сбежавшей из Петербурга в глубинку с ярким названием «Небылое». В отношениях с Дочерью и окружающим миром она занимает активную нападающую позицию, при этом предпочитая уходить от прямых вопросов и сыпать в ответ колкостями с налётом интеллигентности. Можно предположить, что она сама ещё неповзрослевший ребёнок, которому всё уже про эту жизнь одновременно и понятно, и непонятно. Её уязвимое место — Дочь, которая знает её чуточку больше, чем все остальные, и которая аппелирует к её прошлому, предлагая вернуться в большую и душную городскую жизнь. Сама Дочь, в свою очередь, — неустроенный в жизни человек, мятущийся из одной постели в другую и плодящий никому ненужных детей. Дочери нужны деньги, но больше всего ей нужна Мать, в чём мы убеждаемся в короткой сцене воссоединения двух женщин в минуту опасности, реальной или скорее же «мысленной», в виде того самого волка, похожего на огромного добермана (what?). «А есть ли волк?» — задаётся Дочь, на что получает  ответный вопрос от Матери — «А есть ли Бог?» 

Сценарий картины написан Юрием Арабовым, который в представлении не нуждается. Но важно отметить, что диалоги в картине — скорее её Ахиллесова пята, чем преимущество. Куда выразительнее созданные режиссёром зрительные образы, аппелирующие к ощущениям зрителя, а не к разуму. Отчасти это та причина, почему многим фильмы Германики заходят или не заходят совсем. Это тот род картин, которые необходимо именно смотреть, а не проговаривать. Например, яркой сценой фильма, вызывающей и смех, и оторопь, является порка ремнём Матери и её любовника с кричащей татуировкой на теле «Стыдно быть несчастливым». Юлия Высоцкая в этой роли выглядит весьма интересно, несмотря на то что её персонаж словно выпирает из повествования. Картина у Германики получилась эклектичная, лишённая целостности, обрывочная, балансирующая на грани реальности и фантазии. При этом на фоне многих вышедших в этом году фильмов она смотрится лёгко и с удовольствием, а потому как-то непринуждённо прощаешь ей все многочисленные шероховатости, которые выросли в некое переходное кино Леры Германики, которая так отчаянно ищет гармонию и в жизни, и в творчестве. 

Это рецензия является частью рубрики «Кинобаттл». Вторую рецензию на фильм «Мысленный волк» вы можете прочитать здесь

Изображения: Русский Репортаж