«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».

Евангелие от Матфея, глава 16, стих 21

Эта рецензия является частью рубрики «Кинобаттл». Вторую рецензию на фильм «Воскресение в искусстве» вы можете прочитать здесь

Выход на российский экран документального фильма «Воскресение в искусстве» (2020), созданного британской кинокомпанией Seventh Art Productions в рамках проекта Exhibition On Screen, очень символичен именно в период Святой Четыредесятницы или, другими словами, Великого поста — сорокадневный период особенно усердной работы христиан над комплексным совершенствованием своего душевного мира, готовящий членов Церкви к Страстной Седмице — центральной неделе церковного календаря, на которой, собственно, Церковь через совершение богослужений переживает события, лежащие в основе этого фильма, как и в основе всего христианского вероучения. Можно сказать, что премьера «Воскресения в искусстве» вдвойне символична на второй великопостной седмице, идущей после Недели первой Великого поста («неделей» на церковнославянском языке называется воскресенье) — Недели Торжества Православия — возникшего в IX веке праздника в связи с окончательной победой Церкви над ересью иконоборчества. Без этой победы у нас не было бы и произведений Джотто, Тициана, Эль Греко, Караваджо, Рембрандта и других величайших художников, посредством которых в рассматриваемой нами документальной ленте ведётся евангельский нарратив.

Новый документальный фильм Фила Грабски, автора цикла фильмов о крупных художественных выставках самых известных музеев мира, во многом по сюжетной конструкции схож со «Страстями Христовыми» (2004) Мэла Гибсона — пожалуй, самым известным игровым фильмом, сценарий которого был написан на основе Священного Писания. Воспоминание Тайной Вечери, моление Христа о чаше в Гефсиманском саду, предательство Иуды, отречение апостола Петра, бичевание Христа и возложение на Него тернового венца, «умывание рук» Понтия Пилата, несение Креста по «Пути Скорби» к Голгофе, распятие на Кресте Спасителя и двух разбойников, снятие Тела Христа с Креста — всё, что в фильме Гибсона развивается в динамике при довольно высоком градусе натурализма, в проекте Грабски представлено в виде плавной смены всемирно известных живописных произведений (зачастую одни и те же евангельские эпизоды иллюстрируются несколькими картинами или фресками разных художников) с закадровым чтением библейского первоисточника — четырёх канонических Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. При этом полотна предстают взору зрителя в трёхмерном отображении — вероятно, чтобы помочь нам ощутить себя посетителями выставки, рассматривающими шедевры с произвольных ракурсов и имеющими возможность к ним прикоснуться. Иной раз вслед за общим планом конкретной картины идёт кадр с укрупнением того или иного её фрагмента.

Фото ©️ David Bickerstaff

Как известно, финальной сценой «Страстей Христовых» была дерзновенная попытка Гибсона представить себе само Воскресение Христа, Его оживление с исцелённым от ран Телом и то, как Он покидает гробницу. В «Воскресении в искусстве» это событие — важнейшее в жизни всех христиан — представлено так же, как и в Священном Писании, где нет самого описания Воскресения Христова: победа Спасителя над смертью соотносится с изображением жён-мироносиц, пришедших с благовониями ко гробу и вместо Тела Учителя обнаруживших Ангела, возвестившего им, что Христос воскрес. Повествование на этом не заканчивается: далее следует экспозиция шедевров живописи, передающих явление Воскресшего Христа Марии Магдалине, явление Спасителя двум путникам в Эммаусе и своим одиннадцати ученикам, уверение апостола Фомы и, наконец, Вознесение Христа на небо на сороковой день после Своего Воскресения.

Евангельский рассказ местами сопровождается комментариями пары британских женщин-искусствоведов, главным образом заявляющих публике о необходимости изучения в деталях Святых спасительных Страстей, смерти на Кресте и Воскресения Иисуса Христа из мёртвых каждым человеком вне зависимости от его мировоззрения. Этот призыв убедителен и не навязчив, и как хороший вариант такого познания нам предлагается погружение в мир мировой художественной сокровищницы. Наши искусствоведы-соотечественники, которые увидят фильм «Воскресение в искусстве», могут оказаться недовольными тем, что из нескольких десятков представленных на экране шедевров всего один или два относятся к русской школе, а остальные девяносто с лишним процентов — творения преимущественно мастеров Западной Европы. Такое недовольство может быть вызвано в контексте обрамления этого фильма съёмками с ночного Пасхального богослужения в одном из московских православных храмов. Кадры, запечатлевшие Пасхальный крестный ход, каждение духовенством паствы с возгласом «Христос Воскресе!» и ярко мерцающие огни в лампадках, передают благодатную атмосферу Праздника праздников и Торжества из торжеств и выступают приятной оригинальной изюминкой, пасхальным яйцом во всех смыслах. В целом документальный фильм Фила Грабски выполняет важную просветительскую и проповедническую миссию с предоставлением нам возможности для ортодоксальной медитации.


12+ Би­ле­ты на показ фильма мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те TheatreHD