Эта рецензия является частью рубрики «Кинобаттл». Вторую рецензию на фильм «Воскресение в искусстве» вы можете прочитать здесь

Новый фильм кинодокументалиста Фила Грабски «Воскресение в искусстве» (2020) представляет собой концентрированный экскурс, обрамлённый темой Воскресения Христа. Сразу оговорим, что лишь сюжетами Воскресения фильм не ограничивается, охватывая отрезок событий с момента Входа Господня в Иерусалим до Вознесения Господня.

Открывают картину кадры православной Пасхальной службы (ими же и завершается фильм, ставя мощный аккорд громогласным «Христос Воскресе!»). Далее зритель погружается в путешествие по истории западного искусства, посвящённое означенной теме. Основную массу этой видеолекции составляет чтение закадровым голосом отрывков из Евангелия, сопровождаемых соответствующими иллюстрациями, в качестве которых и выступают произведения искусства. Выдержки даются в хронологическом порядке, представляя последовательно разворачивающуюся картину Страстного цикла и последующих за ним событий. Периодически повествование прерывается вставками с комментариями экспертов, затрагивающих различные аспекты с научно-искусствоведческой точки зрения: значение и назначение изображения сюжетов Страстей тогда и сейчас; почему людям интересна эта тема и почему это важно знать; локальные искусствоведческие вопросы об особенностях иконографии, специфике национальных школ и периодов в истории искусства, средствах художественной выразительности; прочее. Таким образом создаётся достаточно удобная и грамотная схема — поэтапный рассказ евангельских событий с иллюстрациями, перемежающийся научной справкой как о самих сюжетах, так и о произведениях конкретного периода или мастера.

Фото ©️ David Bickerstaff

Круг памятников, иллюстрирующих евангельские события, хронологически и типологически обширен: в фильме представлены станковая и монументальная живопись, мозаика и книжная миниатюра, графика и скульптура от раннехристианского периода до произведений современных нам художников. Несколько странным кажется практически полное отсутствие в подборке отечественных памятников на тему фильма, к примеру «Явления Христа Марии Магдалине» Александра Иванова, «Голгофы» Николая Ге или «Христоса в Гефсиманском саду» Василия Перова. Лишь в самом конце зрителю показывают икону Вознесения из Мало-Кириллова монастыря. Безусловно, чисто физически невозможно обработать абсолютно все произведения на тему даже одного сюжета, а уж что говорить о большой серии сюжетов. Возможно, что западные памятники по замыслу режиссёра более наглядно иллюстрируют приводимые цитаты, но учитывая знакомство Фила Грабски с русским искусством, создаётся, по крайней мере, для отечественного глаза ощущение неполноты картины. Повторюсь, что выбрать из сотен тысяч памятников самые важные и выразительные очень сложно, поэтому несмотря на этот маленький недочёт проделанная создателями работа поражает и не теряет в своей важности.

Живопись, да и не только её, лучше всего изучать в оригинале, ибо не всякая цифровая копия или иллюстрация в альбоме может передать все нюансы того или иного живописного произведения и особенностей манеры художника, его написавшего. Но фильмы как «Воскресение в искусстве» — уникальный шанс прикоснуться к тем произведениям, которые находятся далеко от нас, и у зрителя (а в особенности сейчас, в связи с пандемической ситуацией) нет возможности ознакомиться с зарубежными коллекциями вживую. Высокое качество съёмки и крупные планы отдельных фрагментов картин в какой-то мере компенсируют это обстоятельство, позволяя разглядеть всё до мельчайших деталей, которые (по разному ряду причин) могут остаться незамеченными при просмотре в музейной экспозиции.

Фото ©️ David Bickerstaff

Визуальный ряд с произведениями, иллюстрирующими цитаты из Евангелия, сопровождается спокойной музыкой, вводящей в некое медитативное состояние. Плавные переходы от фрагмента к фрагменту, от памятника к памятнику завораживают и заставляют отвлечься от суетных мыслей и сосредоточиться на созерцании. Подобное состояние можно испытать и в музее, максимально отстранившись от шумных посетителей и экскурсионных групп, но в темноте кинотеатра, когда ничто не отвлекает, погрузиться в него гораздо легче.

«Воскресение в искусстве» — пример отличных фильмов для тех, кто хочет больше понимать искусство, но не готов поступать ради этого в университет. Последовательность рассказа посодействует выстраиванию верной цепочки евангельских событий, обширный ареал памятников поможет всё визуализировать и частично подтолкнуть к сравнительному анализу и пониманию развития истории искусства на интуитивном уровне. Комментарии экспертов в доступной для широкой аудитории форме объясняют базовые и важные моменты как касательно самих сюжетов, так и в отношении искусствоведческого аспекта. Картины, подобные рассмотренной здесь, делают следующий поход в музей более осмысленным и плодотворным, и потому нуждаются в том, чтобы быть просмотренными. 


12+ Би­ле­ты на показ фильма мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те TheatreHD