«Одна на миллион» (2020) — картина аргентинского режиссёра Кларисы Навас, которая впервые была представлена на Берлинском кинофестивале в начале этого года. Фильм был включён во внеконкурсную секцию «Панорама», поэтому премьера не получила широкой огласки в прессе, но тем не менее добилась участия ещё в нескольких международных фестивалях, где снискала ряд наград и номинаций. В центре истории — девушка Ирис (София Кабрера), проживающая в одном из неблагополучных районов города. Место действия не называется, поэтому о нём можно только строить догадки по звучащему испанскому языку и повсеместно доносящейся из окон движовой латиноамериканской музыке. Ирис выгнали из школы по неназванным причинам, вследствие чего целыми днями она просто слоняется по местности и играет в баскетбол. Ирис считает школу бесполезным социальным институтом, подразумевая, что полученные знания никогда не пригодятся ей в жизни. Вероятно, она никогда не покинет свой район, диктующий собственные правила выживания, которым не научат за партой. От нечего делать местные подростки предаются пьянству и блуду, не забывая при этом с удовольствием перемывать друг другу кости. Тем не менее у этой замкнутой экосистемы есть специфическое отличие. Мимолётная любовь, зарождающаяся вечерами в тёмных подворотнях, преимущественно гомосексуальная. Гетеросексуальные отношения здесь заранее обречены, они остались только у родителей, проводящих свободное время в постоянных бессмысленных ссорах между собой.
Ирис выделяется на фоне сверстников. Она занимается спортом, отказывается от употребления алкоголя и табака, не вступает в случайные связи, которые лишь множат ЗППП и приводят к бесчисленным абортам. Девушка называет себя местным ангелом. И всё же у Ирис есть собственные тайны: она влюблена в Ренату (Ана Каролина Гарсия), местную bad girl. В отличие от Ирис у Ренаты сомнительная репутация. Про неё плетёт небылицы весь район, так как в отличие от них она не прячется по подворотням, а ведёт открытый образ жизни, не стесняясь свободы выражения. Её раздражают здешние люди, которые лишь притворяются пуританами. Между девушками зарождаются чувства, которые им приходится скрывать от посторонних, так как Ирис стесняется своей новой подружки. Её родственники и знакомые не одобряют знакомство с Ренатой по названным выше причинам. Ирис приходится избегать неловких встреч, чтобы оставаться вне поля обращённых на неё любопытных глаз. Омрачает её чувство и тот самый свободный образ Ренаты, который Ирис считает как минимум небезопасным. Оттого у зрителя возникает логичный вопрос, кто же из девушек одна на миллион: та, что непорочна, но боится стать поводом для сплетен, или та, что плюет на правила, но по факту является более порядочным человеком, чем большинство из её района.
Клариса Навас использует в своей работе ручную камеру, что неизбежно приводит к периодическому дрожанию изображения. Временами камера застывает, фиксируя субъективный взгляд из окна или наблюдение за героями, подолгу находящимися в одной комнате. Иногда она остаётся и вовсе в одиночестве, когда герой попросту уходит из кадра или буквально закрывает перед её любопытным «носом» свою дверь. Подобная съёмка рождает спотыкающийся ритм, добавляющий сумбур и в без того неровное повествование. Режиссёр словно выхватывает непродолжительный кусок из жизни Ирис и Ренаты длиной всего в несколько вечеров, который остаётся ничем не примечательным кроме самого факта их знакомства. Зритель не получит какой-то внятной истории, потому что в данном случае это не художественное произведение, как заявлено в синопсисе. Навас поместила игровой фильм в документальную оболочку, продемонстрировав, что жизнь на деле больше фильма. Если она не успела уместиться в двухчасовой хронометраж, то это не проблема автора, как говорится.
18+ «Одна на миллион» (2020): доступен онлайн до 19 ноября в онлайн-кинотеатре кинофестиваля «Бок о Бок» | 18+.
Ознакомиться с информацией и приобрести билеты на фильмы фестиваля можно на официальном сайте кинофестиваля «Бок о Бок» | 18+.