«Сувенир» (2019) имеет биографическую основу из жизни самой Джоанны: студентка киношколы Джулия (Онор Суинтон-Бирн) знакомится с загадочным субъектом по имени Энтони (Том Бёрк). Для начала нужно сказать, что работы Хогг достаточно сильно выделяются из традиции британского кино. Как отметил в начале просмотра старший редактор КиноПоиска Василий Корецкий, её кино больше тяготеет к континентальной традиции. На родине же фильмы режиссёра причисляют к артхаусу.

Если обратиться к анализу конкретно этого фильма, то нельзя не отметить буквально сочащийся через целлулоид европейский почерк. Это бессюжетная история. Да, у фильма практически нет сюжета, только тема, медленно и неторопливо излагаемая визуальным языком кинокамеры. И тема достаточно типичная для европейского авторского кинематографа — невозможность контакта между людьми, хотя ничего этому контакту, казалось бы, не препятствует.

Тем не менее, даже живя в одной квартире с Энтони, Джулия (как и зритель) не может разгадать своего любовника. Мы толком ничего про него не знаем — кроме того, что он дипломированный искусствовед, сотрудник МИДа (по его словам) и героиновый наркоман. Даже поездка к родителям Энтони (обычно родители очень любят рассказывать друзьям о своём чаде) ничего нам не даёт. Он так и остаётся постоянной неизвестной в уравнении жизни Джулии, внезапно придя и так же внезапно исчезнув (сначала уходит из дома, позднее выясняется, что он умирает от передозировки наркотиками).

Невозможная коммуникабельность при непосредственно близком контакте двух людей поддерживается и на визуальном уровне. Множество мизансцен, в которых присутствуют герои фильма, строятся по следующему принципу. Персонажи находятся в разных концах кадра, каждый занят своими делами, их движения нарочито несинхронны и диссонируют друг с другом. Примерно посередине кадр делится пополам естественной преградой (стенка, поверхность зеркала, пустое пространство между героями и т.п.). Невольно вспоминаешь Микеланджело Антониони, раскрывавшего в своих фильмах ту же тему аналогичными способами.

Также для фильма очень важна музыка. Помимо современных композиций, в нём присутствуют фрагменты из оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Фрагменты арий явно иллюстрируют (тут автор не может быть до конца точным, так как не знаком именно с подстрочником оперы) переломные моменты в отношениях Джулии и Энтони. Да и кто Энтони, если не синебородый герцог из сказки? Посудите сами. Внезапно ворвался в жизнь наивной девушки, до неё у него было ещё три пассии. Он загадочен, ничего про него неизвестно, но он чем-то цепляет свою новую «жертву». А она и «обманываться рада». Вынес все драгоценности и кинотехнику? Пять минут поплакала и «прости, я виновата».

Напоследок кратко упомяну ещё об одном плюсе. И имя ему — Тильда Суинтон. Она играет пожилую мать главной героини (кстати, Тильда — мать Онор не только на киноэкране, но и в жизни). Её появления немногочисленны — три-четыре за весь фильм. Но зритель ощущает полное слияние с ролью (уж не родственные ли связи помогли?). Не верится, что этой «пожилой даме» на днях исполнилось только пятьдесят девять. Раскрывается ещё одна грань актёрского её таланта: эта женщина убедительна в любой роли и в любом кино.

Если вы любите неторопливое авторское кино, вы не должны пройти мимо «Сувенира». А для тех, кто уже распробовал сей дивный фрукт, хорошая новость. Почти готов сиквел, рассказывающий о событиях, произошедших после роковой встречи Джулии и Энтони. Держите руку на пульсе, и до встречи в кинотеатре!  

Изображения: CoolConnections