Семья Билли (Аквафина) около двадцати лет проживает в Нью-Йорке. Девушке скоро тридцать, и она совсем не похожа на трудолюбивую китаянку. Нет постоянной работы и бойфренда, есть долг по квартплате и надежда выпустить роман. Билли практически не умеет читать по-китайски, но понимает речь и способна общаться. Внезапно приходит известие, что у бабушки Билли Най Най (Чжао Шужень), живущей на родине, обнаружен рак лёгких третьей стадии. Родители Билли собираются в Китай, но брать дочь не планируют, считая её слишком чувствительной, чтобы исполнить часто практикуемую китайскую традицию — не сообщать заболевшему о скорой кончине. Предлогом сбора всех родственников является свадьба кузена Билли, также приезжающего в Китай с невестой-японкой. Естественно, воспитанная в идеалах Запада Билли не понимает этой лжи — у человека могут быть места, которые он хотел бы посетить, люди, с которыми хотел бы попрощаться, и держать человека в неведении сродни преступлению. И естественно, Билли отправляется в Китай, где провела раннее детство, чтобы увидеть Най Най и во всём разобраться.
Режиссёр Лулу Ванг, родившаяся в Пекине, иммигрировала с родителями в Майами в возрасте шести лет и сама прошла путь «восток-запад» в мягком режиме. С детской лёгкостью ей удалось найти гениальную и простую точку соприкосновения двух сторон, чтобы в течение ста минут экранного времени суметь проиллюстрировать сложную тему взаимоотношений запада и востока: поставить в центре повествования отношение к личности человека и к смерти. В Азии к самовыражению и свободе индивидуума относятся по-другому — сообщить умирающему о болезни считается снятием ответственности за кончину, а ответственность должны нести семья и общество, представляющие целую единицу. С иной философией построить Великую Китайскую стену было бы невозможно. На основе данного спора иллюстрируются иногда нелепые ситуации, на которые трудно взглянуть с пониманием и без грусти, но постепенно они обретают всё более устойчивую форму, ведь это не причуда одной семьи, а частая практика.
Лулу Ванг удалось сделать кристально чистое кино, освободившись от предрассудков типа «удивлять» или «создавать оригинальное произведение». При всей очевидности аналогий и сюжета фильм дышит свежестью, ибо это тот случай, когда простота выходит на искренний уровень восприятия. Смотря «Прощание», зритель будто возвращается в прошлое, когда кино было юным, огромного количества историй не было даже в проекте, и с замиранием сердца люди видели, насколько великим может быть человек в своей обыденности. Но всё сказанное выше — лишь теория ощущений: «Прощание» поражает красотой съёмок и человеческих отношений, крупных планов и детального интерьера современного китайского быта, который зритель имеет шансы сравнить с западным. Это кино, сделанное с любовью к простому человеку и с восхищением к его бытовой трогательности. В этом фильме всё большое, как мир в глазах ребёнка. В съёмках застолий семьи сочетаются реализм и лёгкая гиперболизация — эти сцены носят энциклопедический характер и одновременно развлекают зрителя.
В комнатах китайской квартиры — добрососедский уют и яркие цвета. Фото на стенах, где изображены молодые персонажи фильма, используются в интерьере как зеркало в прошлое в нужный драматический момент. Ну и, конечно, сопоставление запада и востока показано взглядом настоящего американца — черты характера, которые пытаются скрыть китайцы, не уходят от камеры, побеждая классовое равенство. Многие российские зрители смогут ощутить нечто знакомое в домашних сценах, куда приходят родственники; на головах героев — знакомые причёски, и не обходится даже без деда и вспыльчивого дядюшки, способного пояснить ребёнку то, что не может сформулировать отец. А сцена свадьбы по атмосфере до боли напоминает всеми любимые русские застолья. Прекрасный повод подумать, к какой культуре стоит отнести русскую эстетику праздника, хотя тут всё-таки прав был Балабанов, посадив Россию в лице Алексея Чадова между чеченцем и англичанином в фильме «Война» (2002). Лулу Ванг изначально поставила себе непростую задачу создать широкоформатный фильм для кинотеатров без участия именитых актёров, отказавшись от пятнадцатимиллионного предложения Netflix и нескольких спонсоров, выставлявших условия пригласить звёзд на определённые роли. В итоге мы видим «Прощание» в изначальном замысле, фильм, от которого хочется жить, любить и полностью отдавать себя большому экрану.
Изображения: A-One