Тогда были времена, когда существовали маги, и маги делали жизнь более удобной и понятной. Но магия — штука сложная, и давалась она даже тогда далеко не всем. Потому в какой-то момент мир и стал придумывать более простые способы улаживать насущные проблемы, а маги — маги отошли в давние времена, упоминания о которых остались лишь в сказках да квестах. Два брата-эльфа — Иэн (Том Холланд) и Барли (Крис Пратт) Лайтфуты — живут вместе со своей твёрдо стоящей на ногах мамой-хохотушкой Лорел (Джулия Луи-Дрейфус), относительно уживаясь с её сурово-весёлым ухажёром кентавром Кольтом (Мэл Родригез), офицером полиции. Очень давно, когда ребята были маленькими, они потеряли отца, и с тех пор память о нём включает в себя только пару фактов да аудиокассету с записанным голосом.

И именно в этот момент, в шестнадцатый день рождения Иэна, случается то, чего никто не мог предвидеть: мама передаёт сыновьям подарок, который отец строго-настрого запретил отдавать им, пока обоим не исполнится шестнадцать. Вместе с посохом ребята получают заветный ещё один факт: отец-то, оказывается, был магом! Поверить в это сложно, но прямо сейчас его можно воскресить — правда, всего на один день. Но ведь один день, когда вы не виделись вечность, — это так много! Совершенно неудивительно, что именно Иэн, который очень доверчиво, но всё же скептически относится к данной возможности, в итоге и умудряется провернуть это дело. Правда… Только наполовину. И теперь ребятам за двадцать четыре часа — до конца действия заклинания — предстоит добыть новый Камень Феникса для посоха, чтобы восстановить так и не появившуюся верхнюю половину отца, ориентируясь лишь на сказочные квесты и собственную смекалку.

Новое анимационное приключение Disney и Pixar «Вперёд» (2020), первый полнометражный фильм после не менее прекрасной «Истории игрушек 4» (2019), — это волшебная комбинация яркого, по-пиксаровски узнаваемого мира и невероятной по глубине воздействия на человеческую душу доброты, приправленной светлой грустью, местами шокирующей силой своей правдивости. Это добрая история о братьях, каждый из которых по-разному проживает потерю родителя, об их взаимоотношениях, в силу возраста и недопонимания сложных, но приходящих в итоге к правильному знаменателю; о том, что не всегда в жизни всё идёт так, как ты это планируешь. Особенно — если ты всего лишь ребёнок, оставшийся один на один со своей скорбью. Совершенно непонятно, как справляться с несправедливыми и травмирующими фактами жизни, которая бросает их на тебя, не считаясь ни с возрастом, ни с моральными силами, ни с состоянием душевной готовности, ведь нет какого-то универсального способа облегчить происходящее. Ни Иэн, ни Барли не знают, что правильно, и потому действуют так, как им подсказывает сердце — порой ошибаясь, порой спотыкаясь, но непременно задействуя свой опыт проживания жизни, что и делает их приключение ценным для обоих — как для каждого по отдельности, так и для них вместе.

Озвучивать братьев были выбраны Том Холланд и Крис Пратт, уже работавшие вместе в марвеловской нише. Выбор оказался потрясающе удачным: что Холланд, что Пратт очень похожи на себя анимационных (и внешне, и каким-то подсознательным чувством доверия к рассказываемой истории), не говоря уже о том, что как актёры они в принципе нравятся подавляющему большинству зрителей. Сам же сюжет неспроста настолько проникновенный и вовлекающий: Дэн Скэлнон, режиссёр этого фильма и картины «Университет монстров» (2013), нанизывал историю на собственный опыт, когда он и его брат потеряли отца в настолько раннем возрасте, что совсем не помнили его. Из доступных вещей у братьев были лишь немногие фотографии и беззвучные видео — до момента, когда неожиданно в шестнадцать лет Дэна дядя с тётей присылали плёнку, на которой можно было услышать голос отца: всего два слова, ни больше ни меньше (небольшое видео с режиссёром можно увидеть здесь).

Иэн, разумеется, фигура в фильме главная — каждый из героев одинок по-своему, но Иэн единственный, кто страдает из-за невозможности разделить своё одиночество. Грустный и добрый подросток, потерянный в мире эмоционально отличных от него людей, он пытается найти себя, надеясь, что пример отца непременно ему в этом поможет. Его экстравертный брат увлечён магическими штуками, никого кроме него не интересующими, мать — в новых отношениях, хоть и по-прежнему чтит память умершего мужа, любит сына и всегда поддержит в трудных мыслях. Здесь нет виноватых: это путь, который Иэн должен пройти самостоятельно. Пытаясь приблизиться к отцу, которого он не знал и который наверняка мог бы стать для него примером, Иэн даже подстраивает разговор на сохранившейся плёнке под несуществующий диалог. Его мучает вопрос: «Каким был в моём возрасте папа?», на который он не может найти ответа — ни у случайно встреченного однокурсника, знавшего отца, ни у мамы, ни у брата.

Барли и Иэн, однако, — не очень дружные братья. Барли видится Иэну чудиком, помешанным на квестах и вообще крайне странно проводящим досуг: он, например, в своё свободное время зачем-то препятствует разрушению исторических зданий. Барли любит брата, но застенчивому и одинокому внутри Иэну не нужна такая шумная, активная любовь, которой он очень, в силу возраста, стесняется. Иэн бережно хранит все сохранившиеся от отца факты, и когда получает от матери свитер, когда-то принадлежавший отцу, бережёт его как зеницу ока — в отличие от Барли, ведь это всего лишь вещь, пусть и с памятью внутри. Братья противопоставляются друг друг с самого начала: смиренная, одинокая скорбь Иэна об отце, которого он не знал, не может найти точек пересечения с, казалось бы, совсем забывшим об отце Барли, абсолютно несентиментально продолжающим жить так, как будто ничего не произошло. Иэн хочет быть похожим на отца и, будучи очень боязливым и застенчивым парнишкой, безуспешно пытается начать новую жизнь по списку пугающих его дел, завершаемых заветным «быть как папа». У братьев будут и моменты единения душ, и конфликты, когда Иэн будет говорить когда-то услышанными словами взрослых, не понимая, какую боль причиняет брату, и настоящие разговоры, когда мы вместе с Иэном начнём понимать, что Барли просто иначе проживает горе, чем Иэн, но пока всё это в будущем.

Фильм прекрасно балансирует и на грани весёлого абсурда, задействуя совершенно безумные сюжетные ходы таким образом, что они становятся исключительными отличительными особенностями истории. Он идеально смешивает их с очень нежными и хрупкими сюжетными связками, которые трогают до глубины души. Как это всегда бывает с очень хорошей картиной, сюжет содержит в себе много посылов, которые, было бы желание, можно разгадывать бесконечно. Здесь и мотив различия и одинаковой необходимости индивидуального и совместного проживания горя, упомянутый ранее. И важность командной работы: именно будучи командой, братья соединяют магический дар Иэна (наследство отца, на которого он стремится быть похожим) и обширные знания Барли о волшебстве. Здесь вера в себя и собственные силы — от банального страха перед приглашением одноклассников на день рождения до необходимости реально верить в волшебство, которое ты создаёшь, чтобы оно могло по-настоящему подействовать.

В фильме поднимается и проблема неизбежности жизненных изменений, под которые ты вынужден подстраиваться, если хочешь хоть как-то вписываться в стремительно сносящий тебя круговорот событий. И необходимость впустить в свою размеренную жизнь немного спонтанности, ведь «настоящая жизнь невозможна без приключений». Это фильм про доверие, без которого совсем ничего не получится, и жертвование чем-то очень для тебя дорогим, если того требуют обстоятельства. И самое, конечно, главное, о чём и говорит завершающая сцена неожиданного приключения (но не фильма), — умение однажды, в самый сложный момент, о котором ты давно и искренне мечтал, поставить на своё место другого, отдав ему самое дорогое, что у тебя есть, потому что самое дорогое, что есть у него, он тебе уже отдал. Можно подумать, что внешне это просто восхитительная сказка, но ведь остался же в вас хоть немного тот ребёнок, который когда-то верил в очень добрые и трогательные чудеса?

Изображения: Дисней Студиос