В центре истории «Обычной женщины» (2018 — н.в.) — многогранный персонаж Марина Лаврова (Анна Михалкова), владелица цветочного бизнеса, уничтожающая привычные клише о российских героинях. Она по-прежнему делает для своей семьи всё, но не ожидает от жизни подачек в свою сторону. По совместительству Марина — расчётливая сутенерша, которая втайне ото всех ведёт подпольный бизнес с администратором отеля Галиной (Юлия Мельникова), приводя к богатым клиентам молодых девушек. Из-за своей бурной деятельности она пропускает адюльтер мужа Артёма (Евгений Гришковец) — интеллигентного, но запутавшегося в себе хирурга, который заводит роман с молодой коллегой Никой (Мария Андреева). В первом сезоне привыкшая к контролю Марина осознает шаткость своего положения. Отлаженная система дает сбой: одну из проституток находят мёртвой, начинаются проблемы с дочерью Катей (Елизавета Кононова), а Марина оказывается уязвима перед криминальными покровителями, шагая по лезвию и преодолевая атакующую выученную беспомощность, что позволяет раскрывать в себе неожиданные черты характера.

Фото ©️ КиноПоиск

За блеклым названием в стиле канала «Россия 1» скрывался метафизический кинотекст, где стагнирующее бытие разрывалось волей, прикрывающей отнюдь не самые лучшие поступки. Первый сезон напоминал утяжелённую безысходностью многосерийную «Аритмию» (2017), которая постепенно кристаллизировалась в триллер. Сериал стал синергией двух важных художников российской действительности — Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой («Комбинат Надежда» (2014), «Сердце мира» (2018)). Местом действия выбрана Москва, что позволило экспериментировать с жанрами и подстраиваться под особенности ритма города и характеров его жителей. Совмещая два аспекта жизни — бессилие и долг, — авторы смогли показать выразительный портрет человека, который, словно апельсин, очищен от кожуры духовности и мыслит категориями материального груза. А остросюжетная канва превратила сериал в историю о преодолении экзистенциальной ловушки — каждому из героев, будь то Марина или женщина-полицейский, ухаживающая за сумасшедшей матерью, хочется просто упасть и забыться, но они вопреки существованию заставляют двигать сюжет и себя дальше. Сопротивление негативному фону, который создают новости, события или слишком душные родители, стало назидательной рамкой.

Фото ©️ КиноПоиск

Режиссуру второго сезона полностью взяла на себя Мещанинова, а Хлебников остался на проекте в качестве продюсера. Наталья будто реставратор: она стала отсеивать бытовую глубину, которой была пропитана работа Хлебникова — погружение в социальный мир героев, которых сталкивал триллер. С первой серии, не тратя время на экспозицию, ураган событий захватывает и только потом постепенно поднимает воспоминания о предыдущем сезоне. Если ранее мы видели дремавших в бетонных коробках героев, то сейчас они, словно заключенные ГУЛАГа, вдыхают свободу от персональных ограничений и включаются в борьбу. В их глазах тоска, а в действиях — решительность и агрессия. Они напоминают ругающихся в трамваях и хамящих в очередях — агрессивный выплеск от проблем, когда время на передышку остаётся за кадром. Отныне все в одной тюрьме, где за каждым преступление, что нельзя отмотать назад. Единственный способ — драться в зверинце и убегать в джунгли, лирических отступлений и времени на раскачку нет. Сериал от этого приятно удивляет зрителя: в нём быстрее развиваются события, меньше места для совести и размышлений, больше триллера. В обстоятельствах сюжета это скорее плюс. В итоге получается неплохая метафора условий последнего года — из-за пандемии, отсутствия поездок за границу и закрытия бизнесов взаимоотношения людей иногда уходят в категорию «человек человеку волк». Больше агрессии, хамства, грубой решительности и желания развиваться в атмосфере «бешеного принтера» принимаемых репрессивных законов. Звериный оскал второго сезона держит руку на пульсе настроений общества, будто происходя в голове разочарованного обывателя, вступающего в «бойцовский клуб».


18+ «Обычная женщина» (2018 — н.в.): на PREMIER с 17 декабря.