Первый фильм образовавшейся «ледяной» дилогии — «Лёд» (2018), снятый режиссёром-дебютантом Олегом Трофимом, — имел коммерческий и общественный успех: его кассовые сборы почти в десять раз превысили бюджет, Аглая Тарасова за свою первую главную кинороль завоевала «Золотого орла» и так же, как и её партнёры по «Льду» Милош Бикович и Александр Петров, сейчас красуется на афишах киноновинок текущего зимнего сезона. Сказать, что сценарий первой части отличается оригинальностью? Пожалуй, нет: в телевизионной мелодраме «Вернуть Веру» (2006) и 100-серийном игровом проекте Первого канала «Жаркий лёд» (2008) рассказаны похожие истории талантливых фигуристок, проходящих через душераздирающее жизненное испытание — примирение с невозможностью из-за травмы продолжать спортивную карьеру, в которой заключен смысл всей жизни.
Конечно, не стоит забывать, что «Лёд» — сказка, где неминуемо должно произойти чудо, свершение которого делает сценарную конструкцию оправданно «сшитой белыми нитками», замаскированными при помощи вокальных номеров в собственном исполнении действующих на экране лиц. Удалось ли авторам первой части добиться положительного результата в компоновке художественно-смысловой ткани фильма? Зрители ответили на этот вопрос по-разному — в зависимости от своего кругозора, вкуса и степени уязвимости. Но чего не опровергнешь, так это заимствования и первым, и вторым «Льдом» песен, являющихся уже многие годы и десятилетия неотъемлемыми компонентами нашей богатой отечественной культуры.
В первом «Льде» среди включённых в саундтрек композиций были такие хиты, как «Хочешь?» Земфиры (поёт Ксения Раппопорт), «Я солдат» группы 5'nizza (поют Мария Аронова и Диана Енакаева), «Пачка сигарет» группы «Кино» (поёт Александр Петров). Во втором же «Льде» (не сочтите оглашение списка песен за спойлер) актёры на экране поют пять песен различных культурных периодов. «Тополиный пух», «Озеро надежды» и «Сансара» худо-бедно ложатся на нарратив. Исполнение песни «Прекрасное далёко» актрисой-отроковицей Виталией Корниенко (в роли Нади-младшей — дочери главных героев) можно счесть за компромисс. Но вот заимствование здесь первой песни — «Аллилуйя любви» из спектакля «Юнона и Авось» — вызывает неоднозначное впечатление.
Напоминание об этой грандиозной композиции само по себе отрадно, и нельзя сказать, что исполнение её Аглаей Тарасовой (в роли Надежды Лапшиной) и Александром Петровым (в роли Александра Горина) не котируется. Просто наложение «Аллилуйя любви» на динамичный видеоряд с применением спецэффектов не вяжется с тем запечатлённым в зрительских сердцах образом, что подарили нам артисты театра «Ленком Марка Захарова». Как и вызывающие драйв строки «Я люблю твои руки и речи…» из этой песни именно в пении Николая Караченцова. Всё же подобная эксплуатация чужого интеллектуального капитала является большим недостатком мейнстримов в современном российском кинематографе, наводящим на мысль об оскудении способностей современного русского искусства родить что-то великое, самобытное, неповторимое. Контраргументом к данному тезису я бы посчитал «Стиляг» (2008) Валерия Тодоровского — великолепный мюзикл с неновыми на момент съёмок шлягерами.
«Лёд» первый — это плейлист клипов, «скованных одной цепью» и годящихся для просмотра в непринуждённом расположении чувств. Новый же «Лёд», снятый другим режиссёром — Жорой Крыжовниковым (он же Андрей Николаевич Першин) — при всей своей колоссальной доли условности заставляет публику, как сейчас модно говорить, выйти из зоны комфорта или, выражаясь по-научному, испытать опыт трансгрессии. Да, гротесковый образ холеричного молодого мужика-хоккеиста, вообще не думающего, как себя вести в социуме и чем это для него может оборачиваться, обилие стёбов в разговорах действующих лиц и вышеупомянутое наличие вокальных сцен — всё это слой условности, напоминающий о том, что на экране сказка. Однако завязка фильма и её развязывание — наполовину логичное, наполовину абсурдное — занимают зрительский ум, ведя его через мир потерь и помощи, неудач и надежды, отчаяния и утешения.
Актёрская игра в новом «Льде» вас порадует такими артистическими особенностями, как безрассудство Александра Петрова, материнское тепло и духовная мощь Марии Ароновой (в роли тренера Ирины Шаталиной; эта работа заслуживает особой похвалы: энергетику актрисы так и ощущаешь на себе), мужество Аглаи Тарасовой, доброта и человеколюбие Надежды Михалковой (в роли соцработника Ани), хладнокровие Юлии Хлыниной (в роли Риты, директора хоккейного клуба), а также детская непосредственность, органичность и удивительная находчивость девятилетней Виталии Корниенко. Кто знает, может быть, изобразительные и идейные преимущества этого новоиспечённого фильма сделают его ежегодным экранным талисманом дня всех влюблённых, как и устоявшимся новогодним телевизионным талисманом стала в своё время «Ирония судьбы…» (1975).
Изображения: Sony Pictures