Экран знает бесчисленное количество вариаций истории о Гамлете. Оскароносная экранизация Лоуренса Оливье 1948 года, чёрно-белая классика Григория Козинцева (1964) с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, романское видение Франко Дзеффирелли (1990). Гамлет в XIX веке Кеннета Браны (1996) и осовремененный «Гамлет» от Майкла Алмерейды (2000)… Постановки в театре перечислять бессмысленно – всех и не упомнишь со времён самого «Уильяма нашего, Шекспира». А благодаря безумно гениальному произведению великого постмодерниста Тома Стоппарда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы», 1990) мы посмотрели на историю Гамлета глазами его невезучих друзей. Теперь же посмотрим на события, происходящие в Эльсиноре, через призму влюблённой Офелии.

Фильм Клер МакКарти «Офелия» (2018) пересказывает бессмертную трагедию с точки зрения дочери королевского советника, Офелии (Дейзи Ридли). При этом история захватывает достаточно большой период, оставленный за скобками пьесы — как до, так и после. За основу фильма взят роман «Моё имя Офелия» Лизы Кляйн 2006 года, и на этом моменте я закончу, ибо без спойлеров не обойтись. Скажу лишь, что концовка у фильма непредсказуемая (разгадки ищите в «Двенадцатой Ночи» и «Ромео и Джульетте» того же автора). Думаю, что Шекспир пару раз крутанулся бы в гробу от трактовки фильма, но почему бы и да, как говорится.

Следуя последним трендам, режиссёр решила переосмыслить и дополнить образ, созданный классиком. Если у Шекспира Офелия – невинная девушка, послужившая орудием в руках придворных интриганов, то Клэр МакКарти добавляет её образу мужественности и независимости (только без пятидесяти котов). С детства Офелия ведёт себя как типичная девочка-пацанка – ей не интересны платьишки и цацки, она хочет учиться с мальчиками в школе. Но мы помним, что средневековье – время суровое, женщине пристало быть красивой, варить похлёбки и рожать – никакой науки! Но наша героиня не такая – если ей что-то интересно, то плевать на все запреты, и с малых ногтей она привыкла лезть в гущу событий. Она имеет собственное мнение насчёт всего происходящего и не боится идти наперекор врагам и законам. Она также может без колебаний дать либо сопернице «леща», либо под дых тюремщику.

Также образ Офелии в целом можно отнести к довольно распространённому типажу, знакомому поклонникам серий «Голодных игр» (2012), «Дивергент, глава 2: Инсургент» (2015) и etс. – избранный изгой. Из-за своего низкого происхождения Офелия постоянно подвергается нападкам со стороны типичного бабского курятника в лице фрейлин королевы. Но при этом эта самая инаковость, непохожесть на большинство девиц двора, а также умение читать выделяют Офелию в глазах королевы Гертруды (Наоми Уоттс).

Мы живём в эпоху постмодерна, когда классический взгляд на историю персонажа – самое банальное, что можно сделать в фильме. В картине «Офелия» именно она, дочь Полония, становится главным героем (что, конечно, логично), вокруг которого вертится всё действие (в том числе и эпизоды из самой трагедии). Офелия становится свидетелем многих событий, лишь упомянутых в пьесе, не имеющих до определённого момента точных подтверждений (измена Гертруды мужу с Клавдием, например) или вообще оставленных за скобками и додуманных автором. Офелия слишком много знает, и в фильме она — главный враг Клавдия, а не пресловутый «принц датский».

Cледует отметить более подробно раскрытую тему отношений между Офелией и Гамлетом (Джордж МакКэй), у Шекспира лишь отмеченную несколькими упоминаниями. Но раскрытие темы не блещет оригинальностью: любовная связь Офелии и Гамлета – типичная история влюблённых подростков из современных мелодрам — с любовью, поцелуями, вопросами «кто для тебя важнее – я или «любое_важное_дело_для_героя». Не будучи любителем подобного кинематографа, такую трактовку не могу назвать минусом, но хвалю за смелость.

А вот то, что точно является минусом фильма – так это Наоми Уоттс в роли Гертруды. По фильму она – королева, и обладает комплексом преждевременной старости со всеми вытекающими — в виде распития омолаживающего эликсира, например. Конечно, в те давние времена в тридцать ты уже глубокий старец, а дожить до пятидесяти вообще подвиг. Возможно, что этим и нужно объяснить безосновательные тревоги вполне себе молодо выглядящей королевы. А может быть, это зелье так хорошо работает? Но всё равно проскакивает что-то такое неуловимое, чему не веришь в её образе. Неправильный подбор актрисы? Подвела, например, слишком современная внешность. Или отсутствие проработки образа самой актрисой — сказать невозможно, да и не нужно.

Фильм необходимо похвалить за художественно-постановочную составляющую. Прежде всего — это точно найденное визуальное воплощение, построенное на отсылках к творчеству художников-прерафаэлитов. Эстетика кадра и его цветовое решение, дизайн интерьеров и костюмов, мизансцены то и дело отсылают зрителя к картинам Данте Росетти, Эдварда Бёрн-Джонса и Уильяма Уотерхауза. Также внешний облик Офелии схож с рыжеволосыми героинями картин этих художников. В конце концов, фильм открывается кадром, воспроизводящим самую известную Офелию в мировой живописи – картину кисти Джона Милле. Романтическое настроение полотен прерафаэлитов, их стиль, обращение к средневековым легендам близки настроению фильма, поэтому использование аллюзий на картины и манеру этих художников создаёт аналогичную атмосферу, придавая кинопроизведению характер средневековой легенды-сказки.

В итоге можно сказать, что «Офелия» Клер МакКарти – смелая и интересная трактовка классической темы. История, рассказанная в пьесе Шекспира, подаётся в более житейской, спущенной с котурн (иногда настолько, что превращается в бразильский сериал) трактовке. В качестве пасхалочек периодически возникают реплики из оригинальной пьесы, которые в контексте фильма приобретают совершенно новый смысл. Мискаст относительно Гертруды и прочие мелодраматические дополнения от автора романа в связке с режиссёром действительно вызывают нервное дёрганье глаза, но очень уж подкупает визуальная составляющая, которая безупречна.

Изображения: IMDb