Фестиваль Blick'19 закончился, и MAD TOSBY может занести себе в актив ещё одно потрясное событие, на которое мы обязательно вернёмся в следующем году. На меня фестиваль произвёл неизгладимое впечатление, потому что куратор проекта Михаэль Бауте подготовил нетривиальную и, я бы даже сказала, смелую программу — начиная с выбранной темы и заканчивая самими фильмами.
Картиной закрытия стал фильм «Самурай» (2014) — дипломная работа режиссёра Тилля Кляйнерта, премьера которой состоялась на 64-м Берлинском кинофестивале. Жанр картины определяют как ужасы, триллер и фэнтези. Я, в свою очередь, определила бы его как психологическую комедию с элементами хоррора и фантасмагории. Сложно? Нет, не думаю. Просто это авторская картина, а авторы могут позволить себе снять и не такой винегрет. Это нам, киноведам и зрителям, привычно хочется поиграть в детективов и на выходе обнаружить причинно-следственные связи, которые помогают обнажить логику происходящего и придать ему смысл. К счастью, независимые режиссёры плюют в лицо такому подходу и снимают то, что они хотят и как хотят. Проблема только в том, что кино — искусство дорогое, а инвесторы — люди прагматичные. Ну да Бог с ними.
Главный герой фильма Яков (Михель Диркс) — молодой человек, который служит в полиции маленького немецкого городка. Обычно в такой глуши никогда ничего не происходит, потому что все жители знают друг друга как облупленных, и любая диверсия в мгновение ока становится инфоповодом. Тем не менее, в этом городке, дабы развеять скуку и подбросить работы стражам порядка, заводится свой личный монстр — волк-людоед, терроризирующий всю округу. Почему-то поймать волка становится непосильной задачей, поэтому наш Яков предпочитает не ловить монстра, а заручиться его поддержкой, подкармливая волка внушительной порцией мяса (wtf?).
В один из дней Яков получает посылку солидных размеров с подписью «Одинокому волку», вскрыть которую он так и не решается. Вечером Якову поступает звонок от странного жителя, который жалуется на вой волка, а также спрашивает про посылку, поясняя, что на самом деле посылка адресована ему. Яков — парень смелый и отзывчивый, поэтому ему не в лом пойти в ночи прогнать волка и заодно занести посылку таинственному незнакомцу, затаившемуся в полузаброшенном доме. Таинственный незнакомец оказывается молодым мужчиной в длинном белом платье и красной помаде (Пит Буковски). В посылке оказывается меч — и вуаля! Образ самурая готов! Пора веселиться! В общем, если ваша фантазия такая же больная (в хорошем смысле), как у режиссёра, то вы можете представить себе игру в кошки-мышки между полицейским и самураем-трансвеститом.
На секции Q&A Михаэль Бауте открестился от вопросов про смысл происходящего на экране, поэтому, как вы понимаете, готовых ответов тоже не будет. Кто такой этот самурай? Тот волк, что терроризирует посёлок? Альтер эго самого Якова, которое призвано спасти молодого полицейского от закомплексованности и излишней добропорядочности? Обычный бредовый сон? Думаю, что всё и сразу. Да и вообще сюжет, как это часто бывает в авторском кино, — вещь не главная, потому что акцент делается на другие составляющие. Например, на визуальный язык, который здесь вполне достойный, даже несмотря на скромный бюджет.
В картине ничего не выпирает, монтаж — на высоком уровне. Закадровое звуковое сопровождение периодически нагоняет на зрителя привычную тревожность, характерную для хоррора, или наоборот снимает её, настраивая на лирический лад в сцене встречи героев или в сцене танца (танец здесь снова, как и в картине «В моей комнате» (2018), играет ключевую роль). Ракурсная съёмка придаёт остроты происходящему.
В фильме важную роль играют детали. Например, здесь применяются устаревшие для того времени гаджеты, работающие на общую идею и помогающие создать ламповую атмосферу ужасов. Или в кадре появляется несуразный розовый фламинго в саду одного из жителей, который так подбешивает самурая. К счастью, в фильме присутствует и приличная доля нездорового юмора и абсурдности, двигающих сюжет и от души развлекающих зрителей.
Если сложить всё перечисленное в один пазл, то можно резюмировать, что фильм получился вполне себе смотрибельным и любопытным. «Но вы же ничего не сказали о маскулинности!» — воскликнете вы. Что ж, Михаэль Бауте перед сеансом отметил, что «это один из фильмов, в котором цивилизация выступает против тестостерона». Возможно, это так. Отсюда и выползающее наружу альтер эго, которое призвано разбудить «мужские» качества — смелость, быстроту и свободу принятия решений, инициативность, умение дать сдачи местным обидчикам, которые ни во что тебя не ставят. Тилля Кляйнерта эти вопросы, бесспорно, интересуют. А может быть, тут прав один из зрителей, который считает, что большинство людей уже стали андрогинными, и, возможно, поэтому альтер эго Якова носит платье и помаду. В общем, дискуссионное поле в данном случае открыто, и Гёте-Институт будет в этом году проводить ряд семинаров, посвящённых этой теме. Если она вас интересует, то welcome, как говорится!