С 27 июня в российский прокат выходит продолжение идеального семейного фильма — «Собачья жизнь 2» (2019), картина, сконцентрировавшаяся теперь не столько на истории пса, пытающегося понять, зачем он продолжает возвращаться в этот мир, сколько на жизненном пути человека, самого важного собачьего спутника и друга. Первый фильм Лассе Халльстрёма «Собачья жизнь» (2017) был основан на романе Брюса Кэмерона «A Dog’s Purpose», изначально существовавшем в виде рассказа, который писатель создал для своей будущей жены, переживающей смерть любимой собаки. На тот момент Кэмерон не был новичком в мире литературы — его перу уже принадлежала книга «8 простых правил для друга моей дочери-подростка», выкупленная впоследствии каналом ABC. Книга о многих жизнях пса стала бестселлером, удерживаясь в списке «The New York Times» на протяжении нескольких десятков недель. Мысль об экранизации витала в воздухе, и Гэвин Полон, которого лично выбрали в качестве продюсера Кэмерон и его жена Катрин Мишон, занялся её реализацией.
Основу второго фильма «Собачья жизнь 2» (2019) составило продолжение книги — «A Dog’s Journey». Бэйли (озв. Джош Гад), теперь уже в обличье Бадди — дружище «пёс-босс», как называет его хозяин, — живёт на ферме вместе со постаревшими Итаном Монтгомери (Деннис Куэйд) и Ханной (Марг Хельгенбергер), возрождению отношений которых он поспособствовал ещё в конце прошлого фильма. Вместе с ними живёт и невестка Ханны Глория (Бетти Гилпин) с маленькой дочерью СиДжей: сын Ханны погиб ещё до рождения ребёнка, оставив девушку в состоянии пассивно-агрессивного неудовлетворения своей загубленной жизнью. Итан, Ханна и Бэйли очень любят маленькую СиДжей, но Глория, поддаваясь напору незаглушаемых комплексов неудачливой матери, увозит девочку, отрезая все пути для её коммуникации с родственниками. Жизнь тихо продолжается, и в какой-то момент Бэйли пора отправляться в новый путь. Прощаясь с любимым другом и предугадывая сложности, которые ждут СиДжей по жизни, Итан просит своего друга найти девочку в своём следующем обличье, чтобы стать необходимой для неё опорой и поддержкой, и таким изящным образом действие фильма плавно перебрасывается с жизни Итана на жизнь СиДжей (Кэтрин Прескотт).
Картина является блестящим образцом идеального семейного кинематографа — это искренний и добрый фильм, иногда наивный по способу подачи информации, иногда жёсткий по освещаемым событиям, но непременно — очень светлый. Режиссёру Гейл Манкусо, двукратной лауреатке премии «Эмми», удалось привнести в сюжетно непростую картину ту невесомую лёгкость, лишь при обладании которой возможно её правильное и качественное восприятие зрителем. Вторая часть не просто не уступает первой по уровню чувственного воздействия, но в какой-то степени даже и превосходит её: вместо того, чтобы использовать уже готовые, успешно нащупанные угловые точки проверенной концепции, фильм вновь окунается в неизведанное сюжетное поле. Если первая картина рассказывала о различных воплощениях Бэйли, который пытался постичь смысл жизни, найдя его в итоге в своём хозяине (представляя параллельно совершенно непохожие истории людей, у которых он жил), то вторая картина — это история жизни СиДжей, поданная через восприятие Бэйли. В оригинальных названиях фильмов, кстати, содержится подсказка для публики, незнакомой с бестселлерами, и этот важный момент может остаться непонятым, если довольствоваться исключительно переводом: «A Dog’s Purpose» — о Бэйли и смысле собачьей жизни, «A Dog’s Journey» — о Бэйли, который ищет своего хозяина во всех своих воплощениях. Благодаря усовершенствованной концепции (не без заслуги оригинального материала, разумеется) фильму удаётся не только объять и закрепить подготовленную аудиторию, но и создать нового поклонника — история о добром друге приобретает теперь лёгкий оттенок подростковой драмы, расширяя поле своего влияния до тех зрителей, завлечь которых в данный сегмент кинематографа представлялось всегда задачей практически невозможной. За музыку в этот раз отвечал номинант на Оскар Марк Айшем (знакомый нам по сериалу «Однажды в сказке»), который уважительно и бережно переработал стиль Рейчел Портман, композитора прошлого фильма, внеся в него новые аутентичные оттенки, но сохранив нежность передаваемого рассказа.
На высоте находится актёрская игра — прекрасны Куэйд и Хельгенбергер, которые так органично вписываются в свои роли, что пространство кинотеатра просто-напросто перестаёт существовать. Отдельно стоит отметить начинающий талант Кэтрин Прескотт, представившую идеальный портрет славной, стеснительной и очень грустной девочки, проживающей несчастливую жизнь одинокого ребёнка. Бетти же Гилпин (которая известна также по нетфликсовскому сериалу «Блеск») идеально удаётся реализовать себя в образе озабоченной своей неудавшейся жизнью женщины, отрицающей своё материнство как напоминание о болезненном и травмирующем прошлом.
Фильм, который внушительное количество зрителей обойдёт стороной из-за незнания оригинальных книг, неоднозначно переведённого названия с добавлением достаточно скептической по своей сущности цифры «2», а также совершенно не воодушевляющего ценза 12+, тем не менее (и даже более!) заслуживает особого внимания. Если вы из тех зрителей, кто не просто открыт чему-то новому, но ждёт от кинематографа душевности, сердечности и ярой жизненной силы, если вы любите животных и верите в чудеса, если вы знаете, что мир не так прост, каким видится, то этот фильм станет необходимым, существенно важным кирпичиком в формировании вашего мировосприятия. Ну а если нет — то всё же give it a try, ведь из великого арсенала кинематографических возможностей умение учить воспитывая является едва ли не самым главным.