Новый фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Работа без авторства» (2018) – монументальная фреска, охватывающая три периода истории Германии XX века: предвоенный, военный и послевоенный. Курт Барнерт (Том Шеллинг) – молодой художник. Именно ему предстоит на собственном опыте пережить все значимые события немецкой хроники того времени – нацистский режим, расправляющийся с инакомыслием в лице любимой тёти, которая привила маленькому Курту любовь к авангардному искусству, бомбардировку Дрездена, социалистический режим в Восточной Германии, побег в ФРГ и, наконец, погружение в новейшие художественные практики.

Фильм «Работа без авторства» прекрасен во всех отношениях. Может показаться, что экранизировать исторические события затруднительно – ведь их финал нам заранее известен. В этой ситуации спасает обращение к частной истории, которая, несмотря на подчинение общему ходу, может развиться совершенно неожиданным образом. В сценарии «Работы без авторства» филигранно и мастерски сплетаются судьбы главного героя, художника Курта, и окружающих его людей. Не обходится и без мистики: в картине прослеживается мотив ментальной связи между родственными душами, но он настолько тонок и органичен, что считывается как естественный элемент.

Обобщенный исторический опыт показан на примере частной истории главного героя. Фильм открывается сценой, в которой маленький Курт (Каи Корс) вместе с тётей Элизабет (Саския Розенталь) посещает выставку так называемого «Дегенеративного искусства» (под этим термином следует подразумевать произведения авангардных направлений в искусстве, неприемлемых официальной нацистской партией – прим. автора). На ней представлены знаковые фигуры немецкого экспрессионизма – Эрнст Кирхнер, Эмиль Нольде, Отто Дикс, Василий Кандинский. Также среди картин легко узнаются работы Пауля Клее и Пита Модриана. Знакомство с авангардом и оказывается толчком к увлечению Курта искусством, а много лет спустя он и сам становится авангардным художником.

В кинематографическом полотне мы видим резкий контраст между двумя режимами, разделившими Германию на Восточную и Западную. В ГДР царит коммунизм, и здесь уже имеют представление о том, что такое хорошо знакомый советскому человеку «дефицит» –  студенты Дрезденской академии искусств с руками отрывают «западные» карандаши, оказавшиеся на кафедре дизайна. Главный художественный стиль – социалистический реализм с миром, трудом, маем, колхозниками и рабочими. Индивидуализм осуждается. Понимая, что в рамках соцреализма ему слишком тесно, Курт с женой Элли (Паула Бир) сбегают в ФРГ. Западная Германия, как выясняется, – полная противоположность Восточной. Современная архитектура в духе Фрэнка Райта и Ле Корбюзье, яркие неоновые вывески, передовая бытовая техника, которую пара рассматривает в витрине магазина, западное кино — Курт и Элли выходят с показа «Психо» (1960) Хичкока. Везде играет рок-н-ролл. Дюссельдорфская академия художеств, в которую поступает Курт, придерживается передовых взглядов: ученики устраивают перформансы и инсталляции, повсюду — полная свобода творчества. Одеты студенты модно: каждый второй в джинсах, водолазке или вельвете – в противовес просто одетым жителям Дрездена (Дрезден входил в территорию ГДР – прим. автора).

Некоторые герои имеют реальные прототипы. Так, образ Курта Барнерта основан на биографии и творчестве художника Герхарда Рихтера. В частности, Курт «заимствует» у Рихарда метод копирования фотографий в живописном исполнении с лёгким размытием (как будто прошло время, и воспоминания нечёткие, потому и размытые). Приятной пасхалкой для любителей искусства будет и сцена поисков собственного стиля молодым художником. В динамичной нарезке, без сомнения, узнаются разбрызгивание краски а-ля Джексон Поллок, порезы на холстах как у Лучо Фонтана, отпечатки в духе Ива Кляйна. Ясный и узнаваемый прототип имеет и другой персонаж – профессор Дюссельдорфской академии художеств Антониус Ванбертен (Оливер Мазуччи). Во внешнем облике и в творческой концепции (использование войлока и воска в своих работах) мастера нельзя не признать Йозефа Бойса.

Особое внимание необходимо обратить на персонаж профессора Зеебанда в блестящем исполнении Себастьяна Коха, которого наравне с Куртом можно считать вторым главным героем. Но только если Курт олицетворяет молодое и чистое поколение Германии, то профессор Зеебанд возглавляет тёмную сторону немецкого общества. Он — профессиональный акушер-гинеколог с одним веским «но»: работавший на Третий Рейх, он лично принимал решения по поводу дел, обречённых на стерилизацию «неполноценных элементов», то есть элементов, портящих арийскую расу. Профессор циничен, он остаётся верен принципам евгеники даже после войны: ему не нравится жених дочери (тот самый Курт Барнерт), который худощав, субтилен, да ещё и художник. Профессор готов пойти на всё, чтобы разорвать отношения искренне любящей пары. При этом, что важно, персонаж показан вовсе не однобоко: иногда в нём просыпается что-то человеческое, и мы видим, что он искренне любит свою дочь и желает ей лучшего.

Важную роль играет в фильме оригинальный саундтрек композитора Макса Рихтера. Музыка точно соответствует настроению каждого эпизода фильма, передавая его напряжённость, трагедию или лирику. Особенно необходимо выделить тему, рефреном проходящую через весь фильм, которая соответствует трём типам эпизодов: связь Курта с тётей Элизабет, любовь Курта к своей возлюбленной Элли и сцены, где герой находит собственный стиль. Именно так подчёркивается связь между художником и творчеством, его творчеством и источниками вдохновения. «Работа без авторства» – это не только определение, данное Барнертом фотографии и своим картинам в конце фильма. Работа без авторства – это характеристика всего фильма и всей жизни в целом, ибо история и есть произведение без автора; то, что творят люди.

Билеты на фильм «Работа без авторства» можно приобрести на официальном сайте Музея кино

Изображения: IMDb