После многолетнего перерыва к зрителям возвращается любимый сериал «Аббатство Даунтон» (2010 — 2015), который теперь обретает форму полноценного двухчасового фильма. В центре сюжета — событие поистине грандиозного масштаба. Поместье собирается посетить не кто-нибудь, а сама августейшая чета — король Георг V (Саймон Джонс) и королева Мария (Джеральдин Джеймс), и на подготовку к достойному приёму высоких гостей брошены все силы семьи Кроули и их верной прислуги. 

Несмотря на достаточно ясную концовку сериала, фильм Майкла Энглера (кстати, он срежиссировал несколько эпизодов, в том числе и финальный) органично продолжает линии всех главных персонажей (а их, на минуточку, около двадцати), ставя в конце жирную и закономерную точку в истории поместья и его обитателей. Возможно, секрет успешно сделанного продолжения кроется в сценарии (сценарий к фильму писал шоураннер сериала, Джулиан Феллоуз), предусматривавшем кинематографическое продолжение — создатели не отрицают, что давно планировали сделать полнометражный фильм. «Идея создания фильма впервые обсуждалась в середине или в конце сериала. Думаю, как только приходит понимание, что ваш труд превращается в мировой феномен, разговоры о фильме неизбежны. Скорее, стоял вопрос, как и когда, и вот, все получилось!», — говорит Бендан Койл (Джон Бейтс). 

В начале фильма представлена довольно внушительная экспозиция всех главных героев. Зритель видит их в том самом состоянии и в то время, в котором зрители расстались с ними в конце сериала. Кинематографическое «Аббатство Даунтон» (2019) наполнено дружелюбно-ностальгической атмосферой, оно буквально источает её с экрана. Надо сказать, что многие артисты и члены съёмочной группы характеризуют работу над фильмом именно как встречу выпускников или встречу друзей, давно не видевшихся. Действительно: многие из них прошли долгий и сложный путь от первой до последней серии, и, думаю, эта внутренняя тёплая атмосфера сыграла фильму только в плюс. Добавляют флёра приятной встречи и отсылки к сериалу в полотне фильма. Они встречают зрителя буквально с порога: уже самый первый эпизод, в котором лорд Грэнтэм (Хью Бонневилль) получает известие о королевском визите, повторяет схему начала самой первой серии первого сезона. Все пасхальные яйца перечислять бессмысленно, попробуйте сыграть с собой в игру и при просмотре поискать все аллюзии — вы получите удовольствие, я уверена.

Ещё один безусловный плюс, перешедший из сериала в фильм — это, конечно же, тонкий британский юмор. И здесь нельзя не упомянуть о бриллианте «Аббатства Даунтон» — вдовствующей графине Грэнтэм в исполнении неподражаемой Мэгги Смит. Великолепная леди, как и всегда, в ударе — практически каждая её реплика, колкая, остроумная и ёмкая, встречалась бурей оваций в зрительном зале. К несомненным преимуществам именно киноверсии можно отнести великолепную операторскую работу Бена Смитхарда, придавшую сериалу визуальную изысканность: плавные пролёты камеры, смена фокуса в кадре, внимание к говорящим деталям и прочее. Кульминация этого мастерства — финальная сцена бала. Невольно в памяти возникает знаменитая сцена бала из «Леопарда» (1963) Лукино Висконти. Не только по качеству съёмки и масштабу, но в какой-то мере и по смыслу можно провести параллель. Это действительно достойный финальный аккорд в качестве завершения истории семьи Кроули и их домочадцев.

«Фильм «Аббатство Даунтон» объединяет масштаб фильма с достоинствами сериала с большим количеством героев, и выходит это очень, очень хорошо», — резюмирует Стивен Кэмпбелл Мур (майор Четвуд). Не могу не согласиться с ним: картине удалось совместить две совершенно разные природы, сериальную и кинематографическую, взяв от каждой всё самое лучшее. В конечном результате мы получаем прекрасный подарок для самых преданных и искушённых фанатов. Не рекомендую отчаиваться и тем, кто пока ещё не знаком с этим замечательным сериалом: фильм «Аббатство Даунтон» — прекрасный повод с ним познакомиться, так как для того чтобы увлечься этим изысканным миром, смотреть перед этим сериал вовсе и необязательно.