В далёком 2013 году анимационный фильм «Холодное сердце» (англ. "Frozen" (2013)) стал самым кассовым фильмом года, собрав в мировом прокате сумму в $1,274,219,009, что превысило сборы только от «Железного человека 3» (2013). Более того, в 2014 году мультфильм получил массу наград: из наиболее важных для широкого зрителя — два «Оскара» за лучшую анимационную картину и лучшую оригинальную песню "Let It Go". Для тех, кто не знаком с феноменом мультфильма, данные могут показаться чуть ли не нелепыми: что же такого необычного было в диснеевском переосмыслении «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена, что результат заслужил столь внушительное признание? А было на самом деле многое: сильный и яркий посыл, мощная струя обновления старой и, честно говоря, набившей оскомину количеством киноадаптаций истории, высокого уровня анимация, добротно, реалистично и свежо прорисованные главные персонажи и, конечно, великолепные песни, положенные на великолепную музыку. С тех пор прошли шесть лет и две короткометражки («Холодное торжество» (2015) и «Олаф и холодное приключение» (2017)), что по меркам даже обычного кинематографа, не то что анимационной его части,— уже огромный период. Что же имеет предложить нам такое, с одной стороны, несвоевременное, а с другой — идеально подгадавшее время для выхода продолжение?

«Холодное сердце 2» (2019) открывается сценой из детства сестёр — Эльзы (Идина Мензел), уже тогда с грустно-задумчивым взглядом человека бездонной души, и Анны (Кристен Белл), веселушки-хохотушки, которые играют в зачарованный лес. Найдя, видимо, идеальный момент для того чтобы рассказать малышам историю из своего прошлого, отец девочек, король Эренделла (Альфред Молина), заводит рассказ о духах, которые хранили когда-то лес, и о событии, навсегда отгородившем тот туманом. Мать девочек (Эван Рейчел Вуд) несколько против страшных сказок на ночь, а потому после недетских рассказов поёт малышам успокаивающую колыбельную, которая оказывается не менее депрессивной по содержанию, но зато раскрывает часть интриги фильма. И вот через перелетающий лист (хоть и излюбленный в последнее время приём, но, бесспорно, красивый) — настоящее: Эльза, Анна, Кристофф (Джонатан Грофф), олень Свен и снеговик Олаф (Джош Гад) — повзрослевшие, но по-прежнему дружные и исполняющие "Some Things Never Change" (рус. «Вещи вечные»). Но кое-какие things всё-таки change, и Эльза неожиданно начинает слышать странный голос, который зовёт её к переменам, явно не желая быть заглушённым.

Сюжет продолжения оказывается достаточно спокойным и очень предсказуемо перипетийным, он не содержит в себе каких-то совсем уж суровых американских горок для воздействия на зрительское восприятие. Но это не минус. Жизнь, как мы знаем, не состоит из моментов исключительно шокирующих потрясений. Проходят годы, и косвенное взросление героев отражается не только в их выборе одежды, их рассуждениях и словах (здесь — песнях), но и в испытаниях, которые им выпадают: окружающий мир становится через призму собственного осмысления более взрослым и комплексным, а отношение к нему — более мудрым, а потому и умиротворённо-ровным. Продолжая нераскрытую линию волшебных сил Эльзы и исчезновения родителей сестёр, фильм очень логично доводит начатую историю до единственно верного конца, оставляя парочку скромно запрятанных люфтов для дальнейших манёвров с последующими продолжениями.

Что касается посыла, то весь фильм пропагандирует, по сути, одну потрясающую по своей простоте мысль, до которой бывает так сложно дойти самостоятельно: самое главное, что может быть в жизни, — найти себя и своё место в этом мире. Да, вот так вот просто. Любовь, семья, друзья, карьера, всё то, что тебя окружает и всё то, что принято считать смыслом жизни, — это костяк, который делает из тебя человека, но только ты сам можешь сделать из себя личность. Думая, что отправляется на поиски таинственного голоса, Эльза на деле отправляется на поиски себя, сопровождаемая теми, кто её любит, и вместе с ней на поиски себя отправляются и те, кого любит она. Преодолевая нежелание и страх, проявляя упорство и самоотверженность, она наконец понимает, кто она и чего хочет. Путешествие в неизвестность — по названию главной песни фильма “Into the Unknown” (рус. «Вновь за горизонт») — оказывается самым необходимым шагом для жизненно важного скачка в личностном развитии, и Эльза проходит испытание, невзирая на сложности, поджидавшие её на пути.  

Песню "Into the Unknown", которую, как и все прочие песни двух частей, написали Кристен Андерсон-Лопес и Роберт Лопес, душевно соединив их с музыкой композитора Кристофа Бека, стоит в буквальном смысле пропустить через сердце. Как часто мы игнорируем то, что отчаянно пытается напомнить нам о себе? Как часто прячемся за оправданиями, нежеланием менять привычный образ жизни и обыкновенным упрямством, боясь изменить что-то? Путешествие в неизвестность — это всегда риск, но это же и награда. «I’ve had my adventure, I don’t need something new, / I’m afraid of what I’m risking if I follow you / Into the unknown», — в метаниях Эльза не понимает, что ей делать, а вместе с ней и любой, кто хоть однажды чувствовал, что ему чего-то не хватает, но боялся взять на себя ответственность и разрушить спокойный, комфортный, устроенный уклад. «You are the one you’ve been waiting for / All of your life», — осознаёт, она, наконец, в конце в песне "Show Yourself" (рус. «Где же ты?»), и это то, к чему картина призывает всех смотрящих — показать истинного себя, не бояться начать новое, не бояться стать другим и полностью измениться.

Не остаётся в стороне от сестры и Анна. Ведомая яростным желанием защитить Эльзу, совершенно не думая о себе (а тем более — о своём парне, из-за чего беднягу Кристоффа иногда даже по-человечески жалко), Анна вдруг сталкивается с тем, что жизнь — это не только игры в семейном кругу и беззаботные прогулки по королевству. Здесь есть и та мысль, которая, возможно, пока ещё слишком экстравагантна для российского зрителя, но уже прочно вписана в американское общество: большая любовь — это не только про романтические отношения (ещё в сериале «Once upon a time» («Однажды в сказке» (2011 — 2018)) ценность пробуждающего поцелуя переосмысляется практически полностью). В очень страшный и по-настоящему сложный момент Анне, абсолютно беспомощной и беззаветно любящей сестру, приходится принять решение и взять на себя огромную ответственность, и выбор, который она делает сквозь слёзы, рождает её улучшенную версию — нового, сильного человека.

Да, это ещё и фильм о взрослении. Взросление, печально это или радостно, — принудительная остановка на пути приобретения жизненного опыта. И речь здесь, конечно, о взрослении не фактическом, но моральном: речь о росте, об ответственности, о выборе. Снеговик Олаф, поющий песню “When I Am Older” (рус. — «Когда я стану взрослым»), — это рупор всех тех, кто отчаянно цепляется за ускользающий мир детства. Но стоит ли этот мир того, чтобы оставаться в нём навечно? Не лучше ли забрать частичку его с собой — туда, где трава хоть и не зеленее, но выше, гуще и бескрайнее? Фильм затрагивает важный и серьёзный вопрос сложности, а порой и, как может казаться, инфантильной невозможности принятия ответственности за свою жизнь. Но он же и отвечает на него: всё — лишь в твоих силах, и ты можешь обрести себя даже тогда, когда всё остальное, как тебе может видеться, оборачивается против. И да, эти внутренние метаморфозы героинь отражает и их внешний вид: задав в самом начале фильма курс на взросление (достаточно посмотреть на причёску Анны в открывающих сценах), режиссёры Крис Бак и Дженнифер Ли ведут переодевшихся в привычную одежду героев по сценарию Дженнифер Ли, который представляет из себя путь становления, и результат этого пути неизбежно отражается на внешней репрезентации «Я» сестёр.

Что касается цепляющих юмором моментов фильма, то их более чем достаточно: это, разумеется, почти все сцены с Олафом, особенно момент с Самантой и пересказом (кстати, задержитесь после титров ради небольшого, но приятного бонуса), это и трогательный дух-ящерка (да, именно так выглядит умилительный-персонаж-слеш-спутник-главных-героев, а вовсе не так, как его полая пародия в «Людях в чёрном: Интернэшнл» (2019)). Но, пожалуй, лучший тонкий троллинг, что приходилось видеть за последнее время — это сцена с Кристоффом-рок-звездой: полная взрывного отчаяния и явно от всей души реализованная визуальная пародия (читай: натуральный стёб) на все те музыкальные клипы, в которых бродяга-солист любит, страдает да песни неразделенной любви ей, безразличной, посвящает. Описывать это — лишь портить удовольствие от просмотра, а потому просто наслаждайтесь. Ну а для тех, кто не понимает восторгов насчёт — гхм-гхм — «детского кинематографа», но зачем-то всё же дочитал эту рецензию до конца, у Disney тоже есть сюрприз — песни "Into the Unknown" и "Lost in the Woods" в исполнении Panic! At the Disco и Weezer. Должны же и те, кто не любит мультфильмы, что-то получить со всей этой шумихи?