— Я и не представлял, что ты такая замечательная женщина!

— Спросил бы меня, я бы тебе сказала!

Уильям Сомерсет Моэм

Японский режиссёр Хирокадзу Корээда прежде всего известен зрительской публике как триумфатор Каннского кинофестиваля 2018 года за картину «Магазинные воришки». Некоторое время спустя после получения золотой пальмовой ветви стало известно, что на этот раз режиссёр работает в Европе над проектом, идею которого он вынашивал уже давно. В 2003 году Корээда написал пьесу, действие которой происходило в гримёрке театральной актрисы, находившейся на закате своей карьеры. Спустя пятнадцать лет пьеса легла в основу сценария о киноактрисе и её дочери. Проект получил жизнь благодаря Жюльет Бинош, которая в 2011 году приехала в Японию, чтобы предложить режиссёру поработать вместе. В качестве главной героини была приглашена Катрин Денёв, актёрская судьба которой крайне близка роли, которую ей предстояло воплотить на экране.

Фабьен (Денёв) — известная французская актриса, которая на днях выпускает книгу своих мемуаров. По случаю такого важного события её приезжает навестить дочь Люмир (Бинош) с супругом (Итан Хоук) и маленькой дочерью. Люмир живёт в Нью-Йорке, вследствие чего она не является частым гостем в парижском доме  матери. Однако, как мы узнаем дальше, причины редких семейных встреч кроются отнюдь не в дальнем расстоянии, а в конфликте, годами тлеющем между двумя близкими людьми. Фабьен — язвительная особа, которая за словом в карман не полезет, она без видимых мук совести отчитывает домашних, упрекая их в недостаточном таланте и в допущенных небрежностях. Она центр Вселенной, поэтому все вокруг должны вращаться вокруг неё, не забывая, кто здесь заказывает музыку. У неё невыносимый характер, но тем не менее она обожаема публикой и ближайшим окружением, так как обладает невероятным шармом и обаянием ребёнка. Она не терпит конкуренток, демонстративно уничижая их заслуги. Но как это ни парадоксально, Фабьен всю жизнь борется не с реальными соперницами, а с призраком давно погибшей сестры, которая когда-то тоже была актрисой. Знатоки биографии Денёв, конечно же, сразу проведут параллель со старшей сестрой актрисы — великолепной Франсуазой Дорлеак, жизнь и актёрская карьера которой трагически оборвались в июне 1967 года. С лёгкостью поклонники отгадают и отсылки к взаимоотношениям сестёр с режиссёром Франсуа Трюффо, к важному фильму «Последнее метро» (1980), за который актриса действительно получила премию Сезар, и к негласному соперничеству с Брижит Бардо на заре их карьеры. Подобные вольности уже позволял себе Франсуа Озон, который в фильмах «8 женщин» (2001) и «Отчаянная домохозяйка» (2010) уже проворачивал что-то подобное с Денёв да и с другими актрисами французского кинематографа.

Не совсем ясно, впрочем, зачем это понадобилось японцу Корээде, хотя фильм от подобных шалостей, безусловно, только выигрывает. Как бы то ни было, к данной картине всё-таки есть и много вопросов. Фильм словно бы застрял где-то между жанрами, не примыкая ни к чистой комедии, ни к драме, что в данном случае послужило минусом. Главная героиня в финале остаётся равной себе, что не добавляет ей симпатии в глазах зрителей. Второстепенные персонажи ничем не примечательны — Жюльет Бинош и Итан Хоук затерялись где-то на обочине картины. Дочь героини выглядит блёкло на фоне матери, пусть даже временами мы и вспоминаем, что Бинош — великая актриса, которая в разные годы получила награды всех трёх крупнейших кинофестивалей, а также такие почитаемые премии, как Сезар и Оскар. На месте Итана Хоука вполне мог оказаться любой средний актёр, и никто бы не почувствовал разницы. Самой la grande dame du cinéma français не хватило глубины, как бы по́шло это ни звучало. А ведь истинные фанаты знают, что мадемуазель точно может, ведь в её фильмографии есть настоящие бриллианты. К достоинствам картины следует отнести наличие нескольких блестящих шуток, среди которых и немало кинематографических, которые в самом деле украшают сюжетную канву, придавая происходящему ироничный оттенок. Подводя итог, скажем, что нам бы всё-таки хотелось, чтобы вы фильм посмотрели. В конце концов нам всем пора уже немного отвлечься от фильмов, про которые сейчас доносится из всех рупоров страны и зарубежья. Почувствуйте приятную разницу!

Изображения: A-One