Уругвай. На границе с Бразилией очень маленький и бедный городок Мело. 1988 год. Папа Римский Хуан Пабло II едет в Мело с визитом в ходе «мирового турне». Вот в такой исторической ситуации и происходит действие художественного фильма Сезара Шарлони и Энрике Фернандеса (исп. César Charlone, Enrique Fernández) 2007 года «Туалет для Папы» (исп. El baño del Papa).

Начальный титр киноленты гласит: «События этого фильма по большому счёту реальные, и только по чистой случайности они произошли не так, как рассказано в этом фильме».

Жители города чрезвычайно бедны. Но вы, наверное, тоже слышали широко цитируемую байку Дональда Трампа о том, что в его жизни был период, когда он потерял всё своё богатство и заимел немереные долги, и, встретив бездомного на улице, сказал: «Этот человек богаче меня на 9 миллиардов долларов» (сумма и обстоятельства в каждой цитате подвергаются изменению, так что уже и сам господин президент не помнит, как было на самом деле). Так и жители Мело нашли возможность стать ещё беднее.

Приезд Папы обещает наплыв туристов, и жители города готовятся к нему как к последнему-последнему шансу что-то изменить в своей жизни к лучшему: берут кредиты и продают свои дома, чтобы купить мясо, сыр, муку и т.д. и накормить туристов и паломников, которые ездят за Папой в его путешествии. По телевизору говорят, что ожидается не менее 50 тысяч человек!

Главный герой фильма Бето (Сесар Тронкосо, César Troncoso) зарабатывает на жизнь контрабандой, и из богатств у него только жена, дочь и велосипед. Бето решает, что сможет заработать на общественном туалете: тысячи паломников после речи Папы будут есть и пить, а потом обязательно захотят в туалет. Но туалет ещё надо построить…

Вы уже приготовили животики к безудержному смеху? Синопсис обещает нам искромётную комедию. Знатоки и любители обязательно вспомнят испанский фильм 1953 года «Добро пожаловать, мистер Маршал», а все остальные вспомнят что-то ещё, так как фильмов и книг с таким сюжетом немало, все они очень атмосферные, национальные, социально-бытовые и непременно трагикомичные. Такой ли «Туалет для Папы»?

Снятый с аурой постановочной манеры документального кино, этот шедевр уругвайского кинематографа предлагает нам один важный и простой, как всё важное, смысл: бедность материальная не означает бедность духовную, и в любых обстоятельствах можно сохранять надежду на лучшее. Но — помимо этого — ниточка за ниточкой раскрываются и тянутся социально-психологические особенности взаимоотношений человека в семье и обществе.

«Туалет для Папы» — это кино, в котором вы найдёте намного больше, чем можете ожидать.

На следующем Фестивале ибероамериканского кино в Москве я первым делом буду выбирать для просмотра фильмы из Уругвая (и ещё из Колумбии, но об этом вот в этой рецензии). Да, статистика не велика, но из двух фильмов оба — стопроцентное попадание в цель.


Фестиваль ибероамериканского кино
Больше информации о I Фестивале ибероамериканского кино — на официальном сайте