Мировая премьера документального фильма «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» (2018) прошла на Каннском кинофестивале, и вот только сейчас появилась возможность увидеть в России результат многолетнего исследования. Этот фильм действительно нельзя назвать по-другому, кроме как исследованием. Алис Ги-Блаше (1873 — 1968), главная героиня этого фильма, считается первой женщиной-режиссёром в истории мирового кинематографа. Начавшая свою карьеру как секретарь в будущем крупнейшей киностудии Gaumont ещё до представления братьями Люмьер своего изобретения, Алис Ги (вторая часть фамилии Блаше появится после замужества в 1907 году) стала новатором киноискусства, опередив своим творчеством даже прославленного Жоржа Мельеса (1861 — 1938). Одна только «Капустная фея» (1896), фильм о добывании феей детей из капусты, предвосхищает те мельесовские сказки и феерии, демонстрируя «волшебные» свойства молодого искусства.

Фото ©️ CoolConnections

На самом деле, фразу "Be natural" из оригинального названия фильма было бы точнее перевести «Будь естественной». «Быть естественным» — девиз, по которому Алис Ги-Блаше жила и работала до конца своих дней. Огромный баннер с этой надписью на английском языке украшал местность, где располагалась её с мужем кинопроизводственная компания в США. В кино главным образом эта фраза определяла принцип работы коллектива в фильмах Ги-Блаше: естественность актёров перед камерой — как в жизни.

Форма документального фильма о забытом пионере кинематографа построена не как обычный рассказ с привлечением документов, хроники и интервью. Эти привычные приёмы документалистики тоже присутствуют, но параллельно с ними выстраивается проработанная история создания фильма. Фильм документирует одновременно и историю жизни, и историю самого себя. Для реализации этого проекта потребовалось находить единицы людей, которые имеют то или иное отношение к фигуре Алис Ги-Блаше: потомки, коллекционеры, кураторы выставок и киноведы. Все поиски, переезды из города в город, встречи с людьми, работа в архивах тщательно фиксировались на камеру. Одного внимания заслуживает хотя бы рассказ о восстановлении плёнки на видеокассете, где была записана беседа с дочерью Алис Ги-Блаше. Не один город пришлось объехать в поиске нужного оборудования для очистки старой ветхой плёнки. Уже только от этой работы по восстановлению, казалось бы, такой мелочи появляется чувство восхищения автором фильма.

Фото ©️ CoolConnections

Для российских зрителей в фильме будет отдельный сюрприз, ведь за консультацией режиссёр обращалась к российскому киноведу, основателю Музея кино в Москве, специалисту по творчеству С.М. Эйзенштейна Науму Ихильевичу Клейману. Оказалось, для Эйзенштейна фильм Ги-Блаше «Последствия феминизма» (1906) стал одним из первых впечатлений от кино в детстве, о чём Эйзенштейн написал в мемуарах.

К сожалению, история Алис Ги-Блаше, как это видно и из фильма, до сих пор остаётся не самой восполненной историей о рождении кинематографа. Алис Ги-Блаше, прожившая почти сто лет, очень рано завершила свою кинокарьеру — в 1920 году. С приходом абсолютно внеконкурентного Голливуда её компании больше нечего было делать на бурно развивающемся рынке киноиндустрии. Имя Ги-Блаше стали забывать, фильмы стали теряться, знания о ней стали путаться. Ошибки допускали даже такие именитые историки кино, как Жорж Садуль (1904 — 1967), приписывая её фильмы другим именитым режиссёрам. Множество деятелей современного кинопроизводства спрашивали, знакомо ли им имя Ги-Блаше, но только единицы отвечали: «Да». Пожалуй, самая поражающая сцена в фильме Памелы Б. Грин, демонстрирующая это странное забытье, — это приезд в гости к одному из далёких потомков Ги-Блаше, проживающему в США. И смех, и печаль одновременно одолевают, когда из своих закромов этот человек на камеру показывает неизвестную награду, оказавшуюся орденом Почётного легиона (высшая награда Франции) за заслуги в кинематографии.

Фото ©️ CoolConnections

При всех этих казусах нельзя говорить о безнадёжности ситуации. Ранний период кинематографа по-прежнему остаётся главной тайной во всеобщей истории кино. Как на самой старой потёртой киноплёнке, здесь есть множество дыр, лишних обрезок и неправильных монтажных склеек. После просмотра фильма Памелы Б. Грин появляется не только грусть от свершившейся судьбы одного человека, но и чувство энтузиазма от совершённых трудов нескольких десятков людей. Безжалостное время, конечно, делает своё дело, но и кому, как не нам, делать своё: вырывать из зубов времени несправедливо канувших.

«Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» (2018): в кинотеатрах Москвы 22, 23 и 30 агуста.

Билеты можно приобрести на официальном сайте CoolConnections.