Кино про оставшихся в живых воинов-победителей, про первые мирные дни после окончания Великой Отечественной войны — это совсем другая «песня», другой жанр, нежели кинорассказы о боях и жизни на фронте. К такому роду «майского», «победного» кино можно отнести снятую по мотивам реальной истории комедию Карена Оганесяна «Пять невест»: вполне себе милая и увлекательная картина, вышедшая на экраны осенью 2011 года. Фильм Сергея Саркисова «На Париж» тоже основан на реальной истории, произошедшей с танкистом-асом, Героем Советского Союза, гвардии младшим лейтенантом Александром Милюковым, окончившим через десять лет после войны ВГИК и работавшим длительное время кинорежиссёром на Одесской киностудии. Собственно, данная биографическая справка, оформленная в виде двух слайдов презентации, обрамляет игровой хронометраж. Ну а что же представляет из себя само кинопроизведение?
Сцена-пролог, предшествующая вступительным титрам, в чём-то напоминает приставочную игру: внутри танка через прибор наблюдения глазами персонажей, среди которых есть и командир экипажа майор Александр Воронин (Дмитрий Певцов), мы видим, как наши одолевают вражеский танк и въезжают в сарай, где ютится небольшой нацистский штаб. Генерал нацистов изящно закуривает, поливает бензином лежащую перед ним топографическую карту и поджигает её сигаретой. Происходит перестрелка, в ходе которой Воронин, руководящий действиями не столько с тревогой или ненавистью к врагу, сколько с азартом, получает лёгкое огнестрельное ранение в плечо. После этого идут вступительные титры: на экране демонстрируется стремительный панорамный полёт по весенним полям, сочетание с которым звучащей за кадром музыки Артёма Васильева, написанной на парижский романтический манер, получилось не вполне гармоничным. Впрочем, эта музыка звучит только в начале.
Лейтмотивом же фильма является довоенная песня из репертуара Петра Лещенко «Чёрные глаза». На протяжении действия её поют герои-победители, а ещё с лёгкой руки Воронина «глаза становятся серыми»: всё потому что в начале самой истории (сразу после вступительных титров) герой находится в страстных любовных объятиях (возрастной ценз фильма: 18+) с молоденькой служащей медсанбата с серыми глазами. Видимо, интимный успех майора у медсанбата написан у него на лице, раз юные девицы («стрелянные воробьи», по их собственному выражению), прибывающие в Берлин сразу после объявления о капитуляции Германии, с улыбкой и без труда это распознают.
Война кончилась. Советские воины-победители радуются этому, веря, что жизнь впредь будет иная, счастливая, но при просмотре картины складывается ощущение, что нет переживаний от страшных невосполнимых народных потерь и Победа воспринимается не как выстраданное немыслимыми жертвами чудо, а как само собой разумеющийся исторический сценарий. Ликующее местное военное командование во главе с подполковником из политотдела (Михаил Ефремов), собравшись в берлинском не то зáмке, не то музее, поднимает стакан за стаканом, исчерпывая все возможные тосты. Речь сидящих за столом офицеров заходит о Париже, о Лувре, в помещении они обнаруживают репродукцию картины Гюстава Курбе «Возлежащая женщина», начиная питать к ней живой интерес. Всё это наталкивает Воронина на то, чтобы взять с собой пару друзей-однополчан, сесть в «Мерседес»-кабриолет, который он смародёрничал у побеждённых фрицев, и махнуть в Париж. Один из попутчиков главного героя — молодой старлей-грузин (Торнике Квитатиани). Другой же — образованный и эрудированный капитан (Евгений Стычкин), способный вызвать к себе, пожалуй, бóльшие интерес и пиетет, нежели остальные, поскольку он единственный из женатых офицеров, которого жена не дождалась (о чём он признаётся с грустноватой улыбкой), и он до войны готовил кандидатскую диссертацию об архитектурных особенностях учреждений города Парижа: без него нашим путешественникам как без компаса.
Запасшись колбасой и алкоголем, троица наших героев, взяв старт от указательной развилки, едет с востока в сторону Парижа через Венсенский лес. Но неужели русскими мужиками движет намерение воочию увидеть достопримечательности культурной столицы мира, посетить Лувр, зайти в гости к «Моне Лизе»? Ничего подобного. Конечным пунктом их поездки оказывается пригородный бордель, до самого Парижа они не добираются. Нежданных ночных гостей, предлагающих имеющиеся у них запасы продовольствия, принимает русскоговорящая хозяйка борделя (Рената Литвинова). Её «подопечные», выглядящие не очень аппетитно, несмотря на положенный дресс-код, усаживаются с офицерами за стол, и начинается вечер песен под гитару. Герои войны, задерживаемые на утро майором контрразведки (Сергей Маковецкий) по обвинению в дезертирстве, завоёвывают сердца куртизанок, провожающих мужчин бурными аплодисментами.
Несмотря на многообещающее название и красующиеся на афише почтенные имена, фильм получился нескладным, неровным, безóбразным. Да, в картине заметно применим слоумоушен, а также предпринята попытка проникнуть в мир сновидений персонажей. Но найдётся ли зритель, у которого во время просмотра будет приведена в действие хоть одна эмоциональная струна? Даже когда проморганный победителями фриц едва не расстреливает Воронина и его товарища-грузина, неосмотрительно отливавших у развалин, нет ни малейшего переживания за наших героев. Из трёх присутствовавших на субботнем утреннем сеансе в ТРЦ «Хорошо!» (на Полежаевской) зрителей (при вместимости кинозала в 179 мест) двое досидели до середины фильма, а третий, коим оказался ваш покорный слуга, вынужден был испить зрительскую чашу до конца, что потребовало терпимости.