(Возможно, эта рецензия содержит спойлеры, но я в этом не уверена. Я бы даже и промолчала, но #капитанмэдтосби нас заставляет об этом предупреждать. Если вы очень чувствительный к спойлерам зритель, то не читайте эту рецензию, почитайте лучше наш цикл про «Игру престолов» от #кабинетзонтаг, она никогда не пишет со спойлерами)
Сотрудник нотариальной конторы, писательница, охренительная консьержка, пожилой антидемократ, семья мигрантов, сцена аудиосекса, сцена в жанре фильмов ужасов, сцены, разыгранные тенями на стене, подглядывания и подслушивания, измены, убийство, ограбление и Хемингуэй. Вы могли бы сейчас подумать, что я рассказываю про закрытую сверхсекретную премьеру нового фильма Тарантино, но нет: сегодня в Москве открылся I Фестиваль ибероамериканского кино, и засланец от MAD TOSBY (то есть я) на нём побывала.
Фестиваль будет длиться до 30 мая, представит нам более 50 фильмов (игровых, документальных и анимационных) из 18 стран, и в его организации участвовали около 300 человек (так сказали на церемонии открытия, поверим им на слово). Показы пройдут на пяти площадках Москвы, а институт Сервантеса представит настоящую бомбу фестиваля: шестичасовой марафон короткометражных фильмов в ночь с пятницы на субботу. Цифры говорят за меня, но скажу и я: вам надо там побывать! Так что прямо сейчас вставайте и идите! Дочитать можете по дороге.
Но вернёмся непосредственно к кино. Открыл фестиваль испанский фильм «Автор» (El Autor), 2017 год, режиссёр — Мануэль Мартин Куенка. И я ни слова не соврала об этом фильме во вступительном абзаце, но это, конечно, совсем другое кино.
Альваро работает в нотариальной конторе и имеет жену, популярную писательницу. И работает, и имеет он только первые минут десять фильма, потом быстро всё теряет, но только теперь стоит на пороге осуществления своей мечты — написания романа. Понятное дело, у Альваро нет ни таланта, ни воображения, но очень много желания. Поэтому он ходит на курсы и мастер-классы писательского мастерства. И вот там-то учитель и даёт ему два совета:
1. Не получается писать?! Как Хемингуэй положите яйца на стол и пишите нагишом!
2. Нет вдохновения?! Начните жить и вдохновляйтесь жизнью!
И Альваро следует этим советам очень строго: раздевается, бьёт достоинством (а может и недостатком, я не приглядывалась — примечание автора специально для моего мужа) по столу и призывает музу дать ему сцену. Сцена тут же приходит, и вместе с ней вступает в действие совет номер два. Теперь Альваро вмешивается в судьбы своих соседей. И если вы подумали: «Привет, это ж Амели!» — нет! Забудьте и Тарантино, и «Амели», серьёзно вам говорю, это совсем не то. Альваро разыгрывает на живых людях сюжеты для своего романа, превращая соседей в идеальных персонажей.
Куда это его приведёт? Хотела написать: посмотрите в кино, это будет прекрасно проведённый вечер. Но надо бы сделать небольшую поправку: раз не пошли на открытие фестиваля, выучите испанский, а потом найдите фильм «Автор» в интернете и прекрасно проведите вечер!
«Автор» — лёгкое, смешное (и даже остроумное), хорошо поставленное и прекрасно отыгранное кино про то, что жизнь сильнее и непредсказуемее любого воображения. Про то, что не только ты можешь играть чужими судьбами, но и твоей могут. И, может быть, самое важное высказывание фильма: делай то, что нравится, даже если ты делаешь это посредственно, ведь только так можно стать счастливым. Именно счастливым герой фильма и становится, причём находясь в таком месте, которое, казалось бы, несовместимо со словом «счастье».
Не ждите, что вас смоет волной открытия истины или потрясения от соприкосновения с третьим смыслом. Фильм не преследует этой цели, а даже если и да, то слишком хорошо это скрывает. Некоторые сцены и эпизоды очень хороши и даже неожиданны. Чего только стоят самые первые секунды, когда мы видим документальные кадры из жизни пингвинов, или сцена в кабинете нотариуса, когда перед героем и спиной к камере стоит начальник, а за героем на стене и лицом к нам висит портрет этого же начальника (ужасно смешно, поверьте на слово). Аудиозапись секса реально возбуждает, а сцена, когда в дверь к герою ломится та самая охренительная консьержка (она же бывшая любовница) — реально пугает! Спасибо тебе, Мануэль Мартин Куенка! (и вам, 300 незнакомых мне человек, я про вас помню!)
Больше информации о I Фестивале ибероамериканского кино — на официальном сайте.