Режиссёр картины Жозефин Декер уже появлялась в программе «Сандэнса» в 2018 году со своей предыдущей работой «Мадлен Мадлен». Тогда в сочетании иммерсивности, внутреннего психологизма, импровизации и отсутствии чётко очерченной драматургии критики увидели талантливое и нестандартное проявление режиссёрского стиля, а некоторую хаотичность повествования сочли за особую форму киноязыка, не новую, но удачно осовремененную. В фильме «Ширли» (2019) Декер опять делает ставку не столько на саму историю, сколько на эксперимент над ней — в первую очередь визуальный и апеллирующий к чувствам. Впрочем, на этот раз картина определённо лучше вписывается в стандартные жанровые рамки.
Фильм «Ширли» — это байопик с выраженными элементами драмы и триллера. В основе сюжета лежит биография Ширли Джексон — важной фигуры в американской литературе XX века. Писательница специализировалась на жанре ужасов. Её творчество снискало множество поклонников, им вдохновлялся и знаменитый Стивен Кинг, отметивший роман Джексон «Призрак дома на холме» как один из лучших литературных хорроров XX века. К слову, это произведение, так же, как и рассказ «Лотерея», имеет уже по нескольку экранизаций.
Картина Жозефин Декер — это попытка по-новому, с учётом современных феминистских тенденций взглянуть на личность знаменитой романистки. Справедливо заметить, что характер любого писателя во многом раскрывается через его творчество, и Декер умело использует этот паттерн, рассматривая многослойную и противоречивую натуру писательницы ужасов через призму её творческой деятельности. Мы проникаем в мир Ширли Джексон (Элизабет Мосс), скрытый за стенами угрюмого дома, словно открываем одну из её мистических книг. Проводником в этот мир становятся молодожёны Роуз и Фред, блестяще сыгранные Одессой Янг и Логаном Лерманом. Пара, прибывшая погостить по приглашению мужа писательницы Стэнли Хаймана — известного критика и профессора (Майкл Стулбарг), — оказывается вовлечённой в интриги супружеской и интеллектуальной жизни домовладельцев. Отношения Ширли и Стэнли, уже подточенные кризисом среднего возраста, тем не менее ловко балансируют на грани между ненавистью и восхищением, усталостью, личным эгоизмом и в то же время преданностью общему мировоззрению. Картина навязчиво ассоциируется с камерной драмой Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вульф» (1966) — одним из первых звоночков Нового Голливуда, где экранные супруги Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор также разыгрывали жестокую партию на четверых.
Фильм Жозефин Декер соткан из где-то субъективных, где-то имеющих реальную подоплёку авторских интерпретаций различных элементов биографии Ширли Джексон. Завязка сюжета застаёт писательницу в состоянии глубокого творческого и физического декаданса, из которого та пытается мучительно выбраться, ища сил и вдохновения на новые труды. Роуз и Фред непроизвольно оказываются в роли подопытных кроликов в сетях Ширли и её мужа.
В канву повествования вплетены реальные мотивы работы Джексон над рассказом «Пропавшая девушка» об исчезновении 18-летней студентки Беннингтонского колледжа. Джексон представлена в фильме как сильная личность, павшая жертвой своего таланта. Её удивительное воплощение на экране создаёт немного отторгающий, но в то же время разительно глубокий образ — дань талантливой игре Элизабет Мосс. А вот главной фишкой картины, пожалуй, является атмосфера мистицизма и саспенса, обыгрывающая разные пограничные состояния героев, тонко замешанная с сексуальным напряжением и драматической интригой, что было бы невозможно без технически продуманной работы оператора.
18+ «Ширли» (2019): в прокате с 3 декабря.