В основе гонконгского фильма «Поцелуй в сумерках» (2019) лежит история двух пожилых мужчин, встретившихся и внезапно полюбивших друг друга. Пак (Тай Бо), которому уже семьдесят лет, работает таксистом в большом городе, живёт с женой, общается с семьёй сына и готовится к свадьбе дочери. Старость берёт своё, семья уговаривает Пака выйти на пенсию, но тот пока ещё не хочет расставаться с рулём своего такси. Шестидесятипятилетний Хой (Бен Юэнь), проживающий на пенсии, когда-то развёлся с супругой и смог самостоятельно вырастить сына, а теперь он пытается познавать христианскую веру в варианте католичества. Два таких разных человека вполне обеспеченны, многое в этой жизни повидали и испытали на личном опыте, но, оказывается, даже в таком возрасте могут родиться новые чувства. Пак и Хой начинают встречаться, ходить на романтические свидания в особое закрытое место для геев и заново открывать в себе сексуальное влечение.

В далёком 1974 состоялась премьера великого фильма немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу» примерно на такую же тематику. Немолодая вдова и молодой гастарбайтер из Марокко в самый неблагополучный момент их жизни под давлением окружения становятся супружеской парой. Личные проблемы людей перерастали в социальные, вскрывались гнойные язвы нетерпимости к эмигрантам в Западной Германии. Вектор «Поцелуя в сумерках» направлен в то же русло. Постепенно проблематика личных отношений двух состоявшихся мужчин перерастает в куда более масштабную проблему жизни гомосексуалов в социуме со всеми на равных. Закрытое общество пожилых людей при ЛГБТ-Центре, в котором Пак и Хой периодически встречаются, встаёт перед вопросом о своём дальнейшем существовании. Эти люди, скрывающие свои настоящие пристрастия в длинных коридорах бани, желают выйти на свет и потребовать от городской управы денег на строительство дома престарелых для гомосексуалов. Однако просто так выйти и публично заявить о требованиях от лица геев никому не хочется. Воистину страх съедает душу.

Фото ©️ Бок о бок

Фильм развивается в плавном ритме без выразительных точек напряжения. Тут можно обнаружить все традиции восточного кинематографа, но с другой стороны эта картина вмещает в себя некоторые популярные и даже клишированные приёмы. Обычно фестивальное кино с востока славится своей неординарностью и радикальностью. Таец Апичатпонг Вирасетакул испытывает на зрителях многослойное построение сюжета через ассоциации, тайванец Цай Минлян долго погружает зрителей в красоту или ужас окружающей действительности. Рей Енг, режиссёр фильма «Поцелуй в сумерках», не пытается выйти за рамки дозволенного, а развивает устоявшиеся западные жанры на восточной почве. В фильме нет сверхдолгих кадров с неизменяющимися планами, тонкой проработки еле уловимых деталях в изображении или звуке. Всё в фильме сделано для того, чтобы зрителю было комфортно смотреть фильм. Если сцена предполагает некоторую степень медитации зрителя, то помогать в погружении ему будет приятная, спокойная музыка. Для ленивого зрителя это почти что идеальный фильм.


18+ «Поцелуй в сумерках» (2019): доступен онлайн до 19 ноября в онлайн-кинотеатре ки­нофес­ти­валя «Бок о Бок» | 18+

Оз­на­комить­ся с ин­форма­ци­ей и при­об­рести би­ле­ты на филь­мы фес­ти­валя мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ки­нофес­ти­валя «Бок о Бок» | 18+