Шансы удивить зрителя новой экранизацией «Маленьких женщин» (2019) — уже далеко не первой в истории кино — были невысоки, но авторам почти удалось. Ставки были сделаны на оригинальное построение сюжета, а также на известный актёрский каст. Роль главной героини — Джо Марч — исполнила звезда фильма «Леди Бёрд» (2017) Сирша Ронан. В создании «Маленьких женщин» также приняли участие Эмма Уотсон (Мэг), Флоренс Пью (Эми), Элайза Сканлен (Бет), Мерил Стрип (тётушка Марч), Лора Дёрн (Марми) и Тимоти Шаламе (Лори).

В центре сюжета история о четырёх сёстрах-подростках из обедневшей семьи, которым приходится совсем не просто во время Гражданской войны в США. Они терпят лишения и разочарования, но во что бы то ни стало стремятся сохранить достоинство, добродетель и душевную чистоту. Пока отец маленьких женщин (Боб Оденкёрк) на фронте, их воспитывает мать, пытаясь привить дочерям правильные нравственные идеалы и научить приспосабливаться к меняющемуся миру, где женщина может и должна быть сильной.

Грета Гервиг, безусловно, осовременила популярную историю, убрав из неё акцент на викторианскую мораль, на которой держатся сложные характеры и лейтмотив романа. Режиссёр сместила фокус интереса на то, что беспокоит современность, а это, разумеется, феминизм. Гервиг не так интересует путешествие юных пилигримов к обузданию разрушительных чувств и мыслей, как путешествие женщин к личностному становлению и независимости. Неслучайно первую скрипку в фильме играет именно Джозефина — творчески одарённая, стремящаяся к самореализации в качестве писательницы, обладающая мальчишескими манерами и отрицающая типичные для своего времени идеалы женственности. Джо уверена, что предназначение женщины выходит далеко за рамки того, чтобы «удачно выйти замуж», как наущают её окружающие.

Хронология истории тоже подверглась изменениям, Гервиг сделала её нелинейной, объединив фабулу двух романов Луизы Олкотт — «Маленьких женщин» и «Хороших жён», раскрывающих два этапа взросления сестёр Марч.

Что касается игры актрис, выбранных на роли сестёр, то она не так однозначна. Сирша Ронан смотрится очень органично в роли Джо, чего, к примеру, не скажешь про Эмму Уотсон: Мэг из неё получилась посредственная; как и Эми из Флоренс Пью. Если вы читали произведения Олкотт до просмотра фильма, характеры этих героев вам наверняка покажутся нераскрытыми. Впрочем, сравнивать книгу и фильм не всегда удачная затея. Но в вариации Греты Гервиг всем персонажам действительно не хватило глубины. А вот с Тимоти Шаламе в роли Лори создатели действительно попали в яблочко. Его субтильность сыграла образу на руку.

В целом решение охватить сюжет двух книг в сравнительно небольшом хронометраже картины, пожалуй, было ошибкой. Учитывая ещё и клиповый подход к рассказу киноистории, общее впечатление получилось скорее скомканным, не позволяющим воспринять её как нечто цельное и объёмное. Создатели картины решили скомпоновать наиболее сильные сюжетные повороты романа и склеить из них фильм, лишив его тем самым плавности и постепенного нарастания конфликта, что в конечном счёте обесценило и смазало его драматическое значение. Можно сказать, что не хватило того самого «дьявола в деталях».

«Маленькие женщины» — пример того, что перетасовав карты чаще можно получить нечто новое, чем приукрасить старое. Пожалуй, так и стоит воспринимать картину Греты Гервиг, химия которой в новых эмоциональных связях и новом прочтении образов и ситуаций всем известной истории. Это немного театральное, наивное, но очень обаятельное кино, пронизанное свободой и доброй иронией.