Это всем известная история: 16 июля 1969 года космический корабль «Аполлон-11» отправился к Луне. Через четыре дня лунный модуль космического корабля прилунился. Нил Армстронг и Базз Олдрин походили пару часов по Луне, сделали пару селфи, и 24 июля состоялось триумфальное возвращение на Землю. Прошло 50 лет, и в прокат выходит фильм «Аполлон-11» (2019) — один из лучших документальных фильмов последних лет. 

Фильм «Аполлон-11» смонтирован из хроники полёта на Луну и должен был стать скучным историческим документальным фильмом, а получился документальным блокбастером. Если быть точными, слово «хроника» подходит далеко не всему, что мы видим на экране. Фильм собран из трёх составляющих: записи с видеокамер на космическом корабле, аудиозаписи переговоров, которые велись во время полёта, и документального фильма, который одновременно снимался на Земле.

«Хроникой» в прямом смысле являются только съёмки с космического корабля и аудиозаписи. А вот документальный фильм снимался на широкоформатную плёнку (65 мм) и со всем мастерством документального кино по состоянию на 1969 год.

«Аполлон-11» — очень волнительный фильм. Смотришь и переживаешь так, как будто не знаешь всё наперёд. И если в игровом фильме можно только предугадывать, чем всё закончится, то в этом фильме итог всех его волнительных эпизодов известен абсолютно точно. И всё равно испытываешь чувство напряжения, тревоги и радости, когда всё проходит хорошо. Но волнением наполнены не только моменты саспенса (саспенс с известным концом — оксюморон какой-то, и тем не менее чистая правда!). На протяжении всего фильма лёгкая режиссёрская рука заставляет зрителя испытывать трепет перед важностью, значимостью, масштабом и сентиментальностью происходящего на экране События.

Фильм начинается с поистине потрясающих кадров: транспортировки космического корабля к месту старта. Вам обязательно надо это увидеть, и обязательно в кинотеатре, и обязательно идите в залы с большим экраном, потому что масштаб, а вернее размеры этого чуда человеческой мысли никого не оставят равнодушным. После этого начинается предстартовая подготовка, и зрителя знакомят с экипажем, причём делается это наподобие зарисовок судьбы прохожих из фильма «Беги, Лола, беги» (1998): быстро сменяющие друг друга фотографии космонавтов в хронологической последовательности с самыми важными событиями их жизни. И начинается нагнетание атмосферы предстартового ажиотажа: мы увидим тысячи людей, собравшихся в округе мыса Канаверал, и избранных приглашённых гостей на смотровой площадке космического центра. Их восторженное трепетное ожидание монтируется с обратным предстартовым отсчётом при помощи аудиозаписей и кадров с пульта управления полётом. И вот мощный, взрывающий, опасный и притягательный, разрушительный и великий старт космического корабля, лица зрителей, огонь, разрывающий грохот, тысячи фотокамер. Когда Аполлон-11 выходит на околоземную орбиту, основным приёмом в фильме становится полиэкран — и это стопроцентное попадание в цель, то есть в зрителя. На полиэкран выведены с одной стороны съёмки с Аполлона, а с другой — документальные съёмки с пульта управления полётами, и всё это в сопровождении переговоров между экипажем и сотрудниками НАСА. Периодически возникают перебивки на реальные новостные сюжеты о полёте и анимацию, объясняющую нам действия космического корабля максимально доступно и понятно. Всё это не только передаёт нам исторически полный и адекватный рассказ о первом полёте Человека на Луну, но и даёт авторам возможность управлять чувствами зрителя, заставляет его полностью отключить мозги, которые знают, что будет потом, и почувствовать то же самое, что чувствовали наблюдатели, свидетели тех восьми дней.

В фильме нет закадрового комментирующего текста или интервью, как это чаще всего бывает в историческом документальном кино. При этом звуковая дорожка в фильме играет огромную роль. И она тоже состоит из двух элементов: аудиозаписей переговоров и музыки. Аудиозаписи, во-первых, дают нам информативную документальную картину о том, как проходит управление космическим полётом. Во-вторых, как я уже упоминала, являются элементом саспенса, а следовательно — жанрообразующим элементом. И в-третьих, эти аудиозаписи включают в себя много интересных, важных мыслей о человечестве и его истории, над которыми обязательно задумается зритель после просмотра. Музыку к фильму сделал Мэтт Мортон на Moog-синтезаторах, которые были очень популярны в конце шестидесятых. Музыка появляется в самых ответственных либо радостных моментах и усиливает кульминацию эпизода.

За последнее время я видела много ярких фильмов, подтверждающих тот факт, что сегодня документалисты стали снимать свои документальные фильмы, используя методы жанрового игрового кино. В пример можно привести обладателя Оскара «Фри-соло» (2018) или итальянский фильм «Тёмный угол» (2018). Но в этих фильмах жанровыми были только некоторые эпизоды, к тому же их авторы изначально вели съёмки с таким прицелом. Тогда как «Аполлон-11» сделан из материала, снятого пятьдесят лет назад, но Тодд Дуглас Миллер сумел создать этот документальный фильм в манере игрового, ничего не досняв от себя, а только за счёт монтажа изображения и звука.

Только не подумайте, что я как-то принижаю документальное кино по отношению к игровому, словно ему надо притворяться игровым, чтобы быть хорошим фильмом. Вовсе нет, я сама большой любитель документального кино. Дело в том, что в этом фильме Миллер использовал для своих целей диалектику, внутреннее противоречие кинематографической природы: борьбу реалистичности и художественности, тем самым эту природу и обнажив. А мы знаем, что происходит в этом случае: природа кинематографа проявляет реальность.

Я сделала всё, что могла, использовала всё своё красноречие, чтобы передать вам то чувство восторга, которое вызывает фильм Тодда Дугласа Миллера «Аполлон-11», вышедший на экраны 28 июня. Вам осталось только пойти и увидеть. Увидеть реальность. 

Билеты на фильм «Аполлон-11» можно приобрести на официальном сайте CoolConnections.