До кинопроката наконец-то добрался фильм Оливье Ассайаса «Двойная жизнь» (2018, второе название — «Нон-фикшн»), который был снят ещё два года назад. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале в прошлом сезоне. На этот раз режиссёр (и сценарист) фильма обратился к вопросам литературы, искусства, политики и супружеской (не)верности. Предлагаемый зрителю фильм преимущественно разговорный, поэтому если вы предпочитаете смотреть картины в оригинале, но с французским не дружите, будьте готовы успевать читать тонны субтитров.

Сюжет фильма, с одной стороны, незамысловатый, с другой — пестрит разнообразными темами, которые молниеносно сменяют друг друга. Глава крупного парижского издательского дома Ален (Гийом Кане) вершит судьбы литераторов. Именно он решает, будет опубликована та или иная рукопись или нет. Ален на протяжении нескольких лет сотрудничает с достаточно успешным писателем Леонардом (Венсан Макен). Его книги вполне обласканы интеллигентной публикой, несмотря на пикантные автобиографические вставки. Однако новый роман Леонарда не производит должного впечатления на издателя, который принимает решение отказать автору в публикации.

Попутно Алену приходится решать проблемы, касающиеся перехода всего мира на цифровые технологии: люди вполне прогнозируемо стали предпочитать цифровую книгу бумажной. Даже сам Ален уже читает рукописи на планшете. Это один пласт проблем, поднимаемых в фильме: герои за бокалом вина будут неистово, но цивилизованно спорить о цифровых и бумажных книгах, об интернет-блогах, которые приносят авторам большую известность, чем их опубликованные рукописи. В этих дружеских и деловых перепалках будет затронута и тема кинематографа, в частности, роль сериалов в повышении популярности и значимости того или иного актёра (жена Алена (Жюльет Бинош) — актриса известного детективного сериала). Режиссёр даже простебает культовую «Белую ленту» (2009) неприкосновенного европейского мэтра Михаэля Ханеке, предпоследние «Звёздные войны» (2015) и таких див французского кинематографа, как Катрин Денёв и Жюльет Бинош (а последняя даже в контексте фильма пошутит сама над собой). Это те милые моменты, которые придают картине некое очарование и заставляют улыбаться ценителей киноиндустрии.

Лёгким прикосновением Ассайас поднимет и политические вопросы: например, проблема порядочности того или иного политика, который предстаёт перед избирателями в привлекательном для них образе. Как бы между этими дискуссиями нам покажут ещё и то, что многие герои картины неверны своим партнёрам по жизни. При этом факты обнаружения измены не вызовут каких-либо резонансных реакций со стороны обманутых персонажей. Ассайас словно транслирует: «Эй, это же французы, их больше интересует судьба бумажной книги и их любимый сериал, чем знание того, кто спит с их женой».

Исходя из вышеизложенного, можно ещё раз подчеркнуть, что на этот раз режиссёр снял непринуждённое «болтательное кино», резонирующее с его последними картинами, которые по своей задумке больше наблюдательные, чем повествовательные. Признаюсь, что «Зильс-Мария» (2014) и «Персональный покупатель» (2016)  мне больше пришлись по душе. Темы «Двойной жизни», на мой взгляд, уже давно проговорены и во французском кинематографе, и в мировом. Да и «двойная» жизнь по факту оказывается никакой не двойной, а одиночной, просто люди любят её усложнять, а «иначе и жить, наверное, было б незачем».