Премьера картины «Мальчик русский» (2018) состоялась в прошлом году на 69-м Берлинском кинофестивале. Фильм стал четвёртым по счёту полнометражным дебютом, вышедшим «из-под пера» выпускников мастерской Александра Сокурова, открытой им в Нальчике в 2011 году. Ранее у нас уже была возможность посмотреть дебютные фильмы Киры Коваленко («Софичка» (2016)), Кантемира Балагова («Теснота» (2017)) и Владимира Битокова («Глубокие реки» (2018)). Замысел своего первого фильма Александр Золотухин вынашивал несколько лет. Отправной точкой для выбора временного отрезка, в котором разворачивается действие, стали большие акустические раструбы — причудливая конструкция, которая случайно попалась на глаза будущему режиссёру. Эти раструбы активно  использовались в Первую мировую войну, чтобы «прослушивать небо» и благодаря этому заблаговременно предупреждать о приближающихся самолётах противника. Солдат, которые работали на данной конструкции, называли «слухачами». «Слухач» — это первое рабочее название фильма, которое в ходе двухгодичной работы сменилось на более поэтичное и расширяющее смыслы, но фактически непереводимое на иностранные языки. 

Сюжет повествует о юноше Алёше (Владимир Королёв), который оказывается в водовороте военных действий. Уже с первых минут мы понимаем, что Алёша — больше чем обычный мальчик. У него есть характер, и он, конечно, жаждет проявить себя в первом бою, чтобы доказать свою нужность и серьёзность намерений. Товарищи посмеиваются над его бравадой, но всё же принимают его в свои ряды. Ядовитый газ, используемый врагом во время атаки, лишает неопытного молодого солдата зрения. Тем не менее он отказывается покидать фронт и волей судьбы становится слухачом. На примере Алёши режиссёр рассматривает национальный характер, черты которого обострены экстремальными условиями войны. С одной стороны, война пробуждает низменные чувства и инстинкты людей, о которых они даже и не подозревали, с другой — люди все равно остаются людьми в хорошем смысле, и им не чужды любовь, взаимная поддержка, дружба и доброта.  

События, происходящие на фронте, перемежаются современными документальными кадрами репетиции музыкантов симфонического оркестра «Таврический» и дирижера Михаила Голикова. Репетируют они, конечно, не абы что, а Третий концерт Рахманинова, написанный композитором за пять лет до начала Первой мировой войны. Такое достаточно неординарное построение фильма поначалу может сбить зрителя с толку, но постепенно одни кадры вплетаются в другие, а звучащая музыка помогает поддерживать действие и расставлять акценты. 

Как мы помним, за неделю до этого на экраны вышел «1917» (2019) — ещё один фильм, погружённый в реалии Первой мировой. Однако между фильмами не так много общего, как может показаться на первый взгляд. «1917» — это «торжество инженерной мысли», аттракцион, бюджет которого превышает в сотню раз бюджет «Мальчика русского». Несмотря на это, фильм Золотухина является мощным авторским высказыванием, потрясающим зрителя до глубины души. Он выводит публику из зоны комфорта и делает её соучастником происходящих событий, не прибегая к запредельным операторским ухищрениям и другим дорогостоящим техническим приблудам. «Мальчик русский» — это антивоенное кино, выходящее на уровень обобщения и демонстрирующее, насколько война является нелепой по своей природе. Она лишает людей детства, семьи, простых радостей, в которых и кроется смысл существования. Впрочем, для художника, коим является режиссёр фильма, война — это подходящий контекст для раскрытия национальных черт характера. А характер в данном случае для автора был первостепенен.

Изображения: Пионер