Типичный состоятельный средний класс уже не раз был в центре внимания мирового кинематографа. Что только с ним не делали: погружали в скуку его существования («Приключение» (1960), «Ночь» (1961), «Затмение» (1962) М. Антониони), жестоко расправлялись без ведомых причин («Забавные игры» (1997) М. Ханеке), вскрывали психические расстройства («Бойцовский клуб» (1999) Д. Финчера), доводили до копаний в «шкафных скелетах» («Скрытое» (2005) М. Ханеке). Возникает хороший вопрос: а что ещё делать с этими во всём успешными людьми? Все финансовые проблемы среднего класса решены, каждый элемент этой системы не может оторваться от целого при полной, говоря по Марксу, отчуждённости. Но стоит появиться внешнему раздражителю, не важно, какого характера, как многие проблемы вылезают на первый план.

Сюжет фильма «Преследование» (2019) очень прост и много раз встречался ранее. Обычная семья, состоящая из папы Ханса (Ерун Шпиценбергер), мамы Дианы (Анник Фейфер) и двух дочерей, отправляется на семейный ужин к родителям мужа. По дороге длинная пробка, созданная благодаря сознательности не превышающего скорость водителя белого фургона, вынуждает отца семейства нахамить сознательному гражданину (Вилем де Вольф). С этого момента спокойной жизни семейства пришёл конец. Но знакомый жанр триллера с преследованием не ограничивается простыми пугалками и напряжением.

Молодая семейка, имеющая большой дом, хорошую машину и неплохой заработок, с самого начала имеет и еле различимый дефект, который со временем будет всё больше и больше заметен. Искренности в их отношениях друг с другом уже давно нет, если она и была когда-то. Любая бытовая мелочь, такая как спор детей за планшет или разговоры с родителями по телефону, становится очередным лишним витком по одному и тому же кругу без продвижения вперёд. Каждый перекладывает ответственность на другого, не зная как поступить в той или иной ситуации. В итоге вся жизнь оказывается бесконечной неразрешимой ситуацией.

Фото ©️ Вольга

И вот из ниоткуда появляется внешний раздражитель. Белый фургон, задержавший движение на трассе, мгновенно попадает под шквал агрессии. Вся семья начинает играть в угадайку, почему же фургон медленно движется. Ответы представляют собой все стереотипные противотолерантные образы: за рулём болтун по телефону, женщина, старик и так далее. Финализируется гневная тирада прямым оскорблением водителя. Безымянный человек с обострённым чувством борьбы за справедливость, мочащий всех нарушителей дорожного движения из баллона какой-то непонятной едкой жидкостью, не может допустить безнаказанности поступка Ханса. Одержимый местью маньяк на своём белом фургоне везде находит своих обидчиков.

Преследователь семейки, который совершенно справедливо требовал лишь простых извинений, «катализирует» жизнь главных героев. При каждом неловком действии во время побега от маньяка видна вся ущербность и нелепость этой недоячейки общества. Папа остаётся без штанов и получает по голове дверью машины, мама сбивает на этой машине детские площадки с детьми и их родителями. И только их дочери просто орут и плачут, плачут и орут. А достаточно было начать новую жизнь с простых извинений.

Короткий хронометраж фильма (примерно 1 час 20 минут) заставляет пронестись галопом по этой истории, длящейся, не считая пролога и финала, в течение одного дня. С другой стороны, такое ограничение во времени подчёркивает гротеск всего происходящего. После первого столкновения с маньяком семья едет в полицию давать показания, а сразу за этим как ни в чём не бывало продолжает свой путь на семейный обед, шарахаясь от каждого белого фургона. Главное — не дать повода для паники родителям и скрыть от них события дня. Опять тайны, недосказанность, враньё и никакого искреннего общения.

Фото ©️ Вольга

Надо сказать, старшее поколение не менее ловко вкручено в сюжет фильма. Маньяк, узнав адрес родителей Ханса через украденный телефон, проникает к ним в дом под видом нашедшего этот самый телефон и задаётся вечным риторическим вопросом: «Кто виноват?» Если родители воспитали из своего ребёнка хама-нарушителя, неспособного сделать из своей жизни что-то более-менее приличное, значит, они несут ответственность за это и за то, что их ребёнок вытворяет. Тут вся цепочка наконец-то собирается воедино. И эта самая цепочка является главной проблемой, ведь её никто не может разорвать. От поколения к поколению череда жизней проходит под знаком наплевательства друг на друга, а следовательно и на себя в том числе.

Надежда появляется в детях семейства, когда маньяк оставляет их в живых, не обвиняя пока несозревшее поколение в грехах отцов. Но финальная сцена уже после всего произошедшего лишает этой надежды. Дети в очередной спешке бегут в школу через красный сигнал светофора, игнорируя замечания отца. Поколение снова упущено.

Как часто бывает, решения глобальной проблемы элементарного неумения наладить собственную жизнь не даётся. Маньяк не может воспитать, маньяк может лишь наказывать убивая. Любая грубая сила извне остаётся лишь имитацией справедливости. Это может быть в одинаковой степени и маньяк с распылителем отравы, и его величество закон, действующий не менее жестоко, бездумно и равнодушно. Фильм «Преследование» очень точно нащупал ту точку воздействия на будущее — дети. «Учите их [детей] хорошо, и пусть они ведут нас вперёд», — пела Уитни Хьюстон. И тогда уже не придётся сталкиваться с маньяками за их ненадобностью.