Небольшая историческая справка. Эдвард «Нед» Келли (1854 — 1880), потомок ирландских эмигрантов, был одним из самых ловких и кровожадных разбойников Австралии. О Келли слагались целые легенды как о неуловимом грабителе банков, грозе всех полицейских в женском платье с железными доспехами поверх и австралийском «Робине Гуде». За свою короткую жизнь он вместе с бандой успел наделать так много шума, что эхо от него до сих пор раздаётся через книги и кино. По истории банды Келли в 1906 году вышел немой 70-минутный фильм Чарльза Тейта “The Story of the Kelly Gang” (англ. «История банды Келли») — первый в истории мирового кинематографа полнометражный фильм, от которого осталось всего десять минут. В 1970 году великий «рассерженный» Тони Ричардсон снимает фильм «Нед Келли», где главного героя сыграл сам Мик Джаггер. Наконец, в 2003 году в роли разбойника предстал один из ярчайших актёров 2000-х годов Хит Леджер («Нед Келли», реж. Грегор Джордан).

Первое, что надо сказать про новый фильм — это не правдивая история банды Келли. Это экранизация одноимённого романа австралийца Питера Кэри, получившего за книгу Букеровскую премию (2001), и с первых же титров она настаивает на выдуманных подробностях книги и фильма. Второе — это не история банды Келли. Вся банда за два часа фильма появляется на пять минут при подготовке плана по нападению на полицейских. Никаких подробностей ограблений банков, процесса подготовки к ограблениям, диких игрищ банды с полицией и заложниками, даже знаменитых сожжений квитанций по кредитам населения в фильме нет. Но из чего же авторы соткали два часа экранного времени?

Весь фильм разделён на три главы: «Мальчик», «Мужчина», «Монитор». «Мальчик» – история тяжёлого детства Неда Келли (Орландо Швердт) в австралийской пустоши, где матери Неда Эллен (Эсси Дэвис) приходится за деньги удовлетворять местного констебля на глазах сына и ленивого мужа-алкоголика (Бен Корбетт). В эти годы Нед впервые совершает кражу, чтобы накормить семью, впервые стреляет в человека под чутким руководством бандита Гарри Пауэра (Рассел Кроу), которому Неда продала мать, и впервые зарабатывает реальный срок. «Мужчина» рождается после первого тюремного заключения, когда повзрослевший Нед (Джордж МакКэй) возвращается на родную ферму. «Монитор» — появление знаменитого обличия Келли и его банды, железные доспехи, на которые Келли вдохновил бронированный корабль «Монитор».

Авторы фильма решили сыграть не на экшене, а на социальной и психологической подоплёке истории Келли. С безжалостным натурализмом художники прорисовывают суровый быт пустынной Австралии XIX века, бедность и беззаконие. Здесь за любую провинность мужику могут отрезать мошонку и запихнуть трупу в рот. Но актёрский состав, при всей выразительности лиц, не уживается с этим жестоким пространством. Все эти чистенькие и стриженые мальчики и девочки будто пришли на съёмки мелодрамы прямиком из голливудской гримёрки. Маленькому Орландо Швердту в роли малыша Неда, наверно, простительно не вписываться в жестокий мир бандитизма, но к восходящему Джорджу МакКэю, играющему зрелого Неда, уже можно предъявлять претензии. С характерной внешностью и бешеными глазами МакКэй старается из последних сил сыграть неукротимого Келли. Вот только старания эти чересчур заметны и имеют место только в самых драйвовых сценах, а между ними актёр остаётся спокойным и даже милым. Неужели вот это и есть безжалостный убийца с трудным детством? Спасают актёрский состав Эсси Дэвис в роли матери Келли и Рассел Кроу в роли его воспитателя. Одним своим появлением на экране они уже делают этот фильм интересным для просмотра.

Можно сказать, что фильм является вольным байопиком о Неде Келли, рассказывающим чётко по книге историю становления и падения безжалостного бандита. Трудно сказать, сыграло ли чёткое следование истории на руку фильму. Последовательный рассказ фактов лишает фильм целостного восприятия, и персонажи первых двадцати минут забываются уже к середине фильма, будто их не было. А персонажей и фактов, выдуманных и невыдуманных, в жизни Неда Келли оказалось чрезмерно много.

Возвращаясь к соблазнительности истории банды Келли для кино, хочется поделиться некоторыми рассуждениями. В фильме есть несколько безбашенных, по-настоящему очаровательных сцен, вдохновением для которых стала панк-культура. Кулачные бои под панк-рок и доспехи с выцарапанными надписями вроде “Fuck off” — вот настоящая история отпетой банды, в которую хочется поверить. Сюжет можно было выкрутить в эту сторону до упора и тем самым сделать крутой брутальный вестерн, однако вестерна не получилось, и зрителям остаётся смотреть в кинотеатрах исторический фильм на тему социального неблагополучия в Австралии второй половины XIX века. С другой стороны, историческая экзотика тоже может быть интересна.

Изображения: Вольга