Глава семейства, Дэвид (Гэри Олдман), решает наладить судоходный бизнес, купив судно и открыв своё дело. На рыночном причале его внимание приковывает винтажный корабль с достаточно распространенным именем «Мэри» и с ещё более древней носовой фигурой в виде прекрасной сирены. Дэвид покупает именно этот очаровавший его корабль, ремонтирует его, и семья отправляется в плавание…
Сюжет фильма «Проклятие «Мэри» (2019) подчиняется типичной схеме фильмов ужасов под названием «дом с привидениями». Только вместо дома — корабль, а вместо подростков с заглохшей посреди леса машиной — достаточно милая и дружная семья. Картина открывается распространённым ходом, когда зрителю показывают сначала последствия произошедших событий, а затем, в формате флешбэка (в данном случае — допроса Сары, жены Дэвида (Эмили Мортимер)), подаётся основная история картины.
Но мы, однако, не сразу переходим к злоключениям семьи. Сначала нас забрасывают на четыре месяца назад, когда береговая охрана находит яхту, дрейфующую в море. Крупным планом захватывается лицо деревянной сирены на носу корабля — этот план ещё не раз будет использован в фильме (да чего уж там, он есть даже на постере), демонстрируя силу и фатальность инфернальных сил, таящихся в пропитанных солью досках. Далее нам показывают несколько сцен из мирной жизни, олицетворяющих позитив и сплочённость семьи Дэвида. Ну а затем, как и положено главному герою фильма ужасов, глава семейства начинает стремиться в самое опасное и мистическое место, куда адекватный человек даже за большую награду не полезет — Бермудский треугольник. Но это полбеды, ведь нашего исследователя не смущает тот факт, что прошлый владелец яхты пропал посреди моря (да-да, вы всё правильно поняли, та яхта из событий четырёхмесячной давности — и есть наша «Маша»).
Сам сюжет представляет собой набор клише, характерных для уже упомянутых ужастиков — события посреди глухого леса с той лишь поправкой, что действие этого фильма происходит в водной стихии. В доказательство тому и первые звоночки, что что-то неладно, через нахождение среди милых рисунков младшей дочери (Хлоя Перрин) листа с изображением чёрной женщины; и всеобщий игнор одного из членов группы, замечающего, что на месте происходит непонятная чертовщина; и скептичный к паранормальным явлениям следователь (Дженнифер Эспозито), быстро «переобувающийся» при получении доказательств сверхъестественного, и т.д. Для нагнетания страха фильм использует проверенные временем приёмы: подозрительные шуршания не то крыс, не то призрака, наличие скримеров, появление в кадре призрака, которого видит зритель, но не герой фильма; наконец, явление неприкаянной души в кошмарных снах. Обыгрываются также эзотерические теории — среди них проявление духа на экране смартфона во время группового снимка на фоне злополучной яхты и определённое расположение злого духа к младшей дочери Дэвида (считается, что дети чаще видят призраков и выходят с ними в контакт).
Все эти приёмы и примеры из нашей жизни уже не раз использовались в различных фильмах, поэтому сюжет, который по идее должен держать зрителя в напряжении, скорее навевает скуку — всё это уже было, никого этим не удивишь. Порой даже из банальных ходов можно собрать отличную историю, чего здесь, к сожалению, не происходит. Правда, признаюсь, скримеры пугали. Но достаточно ли этого для полноценного впечатления?
А почему, собственно, эффекта «вау» так не получилось? Лично мне, например, хотелось бы больше узнать об истории призрака — откуда он и почему он преследует определённые цели (да, мне мало моряцкой песни из эпиграфа в начале). Хотя нужно ли это? Зло, не имеющее мотивации, — это ещё более загадочно, а значит и страшно. Не зацепил и сам образ призрака — типичная «белая женщина» с длинными чёрными патлами (здравствуй, девочка из «Звонка» (2002)). На фоне мистики разворачивается и человеческая драма, ведь закрытые пространства — отличная площадка для проверки отношений и характера, но и упомянутая человеческая драма не дотягивает до уровня качественного «вовлечения». Может быть, в том и дело, что фильм не смог склониться в сторону одного из жанров и запутался сам в себе: в нём ровно пополам стандартного фильма ужасов и стандартной драмы. Но как пелось в одной песне: «Мало половин…». К сожалению, половин действительно в этот раз оказалось недостаточно.
Изображения: скриншот трейлера «Проклятие «Мэри» (2019)