Вообще «Притяжение» (2017, реж. Ф. Бондарчук) является очень контрастным фильмом — так громко в нём сталкиваются всё хорошее и всё плохое. Интересный перенос классического сюжета о сбитом инопланетном корабле (упавшем на этот раз в Чертаново) и серьёзные проблемы с логикой персонажей, атмосферный и приятный визуал вкупе с мощными спецэффектами (то самое Чертаново в фильме было нарисовано с нуля) и моменты практически мультяшных картин в кадре, потенциально интересные персонажи и переигрывающие актёры – всё смешалось в доме Облонских.
Тем не менее, фильм собрал больше миллиарда рублей, так что сиквел был лишь вопросом времени. Больше волновала другая сторона вопроса – о чём именно будет сюжет второго фильма. Повернётся ли история вдаль или вглубь, выйдет ли за пределы Чертаново или Земли, кто на этот раз окажется плохим, а кто — хорошим. Что ж, сюжет второго фильма — «Вторжение» (2019) — берёт своё начало спустя некоторое время после падения корабля пришельцев. События первого фильма никто не отменял, о чём нам постоянно сообщают в репликах. Героиня Ирины Старшенбаум теперь в заложниках у военных и учёных как связующее звено между человечеством и внеземной цивилизацией, её полковник-отец в исполнении Олега Меньшикова разрывается между дочерью и службой, пришелец Харитон (Риналь Мухаметов) появляется несколько позже, а персонаж Александра Петрова, бывший гопник из Чертаново, переигрывает теперь совсем иначе, успев вернуть себе шевелюру их серии фильмов «Гоголь». Разумеется, происходит цепь не самых приятных событий, после чего общество раскалывается, герои ищут правду и в самых лучших традициях боевиков стараются не умереть раньше времени.
Если сравнивать «Вторжение» с первым фильмом, то мы можем увидеть очевидный рост – реплики стали более оригинальными, громкие фразы подрезали, а юмор отшлифовали. Картинка по-прежнему выдержана в холодных тонах первого фильма (хотя попадающие в кадр ярко-жёлтые такси бьют прямо в роговицу), спецэффекты определённо радуют, а их масштаб удивляет. Персонажей стало больше, сами они сделались более живыми, их действия стали логичнее и хорошо вписываются в повествование, хотя оно местами набирает такой темп, что об этом не успеваешь задуматься. Тем не менее, во втором фильме можно разглядеть всё то, что уже было в первом фильме – гипертрофированный пафос не к месту, слишком очевидные отсылки и повороты сюжета, логические проскоки, сделанные лишь для того, чтобы «сценарий состоялся». По-прежнему чувствуется «рука» Министерства обороны – практически в каждом кадре у нас либо военные, либо военная техника, либо военная атрибутика. Если персонажам надо спрятаться от угрозы, то это точно будет магазин «Армии России».
Если рассматривать «Вторжение» именно как сиквел, то мы получим хорошую тенденцию — сюжет берёт новую тему (информационная война), пытается расширить свою вселенную, меняет старых персонажей и добавляет новых. Нельзя сказать, что сиквел справился с этими задачами идеально, но создатели фильма ощутимо постарались, чтобы их косяки были как можно более незаметными. Если рассматривать «Вторжение» как отдельно взятый фильм, то огрехов можно насчитать гораздо больше. Однако же приятно осознавать то, что мы не получили полную копию первого фильма. Будет ли третья часть? Сборы покажут.