В программу «Cinéfondation» кандидаты отбираются на основе заявки, а также они имеют возможность получить материальную поддержку для проекта. К слову, победитель имеет возможность показать свой первый полнометражный фильм в рамках программы «Особый взгляд». В «Cinéfondation» участвуют разного рода короткометражные картины, в том числе анимационные. 

Стоит отметить: россияне попадают в программу довольно часто, и этот год не исключение. «Сложноподчинённое», картина студентки Санкт-Петербургского института кино и телевидения Олеси Яковлевой с инфернальным мыслителем Николаем Комягиным, лидером набирающей популярность группы «Shortparis» в главной роли, вошла в программу, но, к сожалению, осталась без призов.

Жюри (среди членов которого — звезда «Нимфоманки» Триера Стейси Мартин и Кэтэлин Митулеску), возглавляемое Клер Дени, распределили три призовых места, опираясь в том числе на исключительное качество продакшена, качественный звук и социальный подтекст.

Третье место поделили две картины.

«Атмосфера» (Ambience, 2019) — картина палестинца Визама Аль Джафари. Это камерная зарисовка с двумя героями, которые пытаются записать трек, находясь под бомбёжкой в маленькой комнате. Картина продолжительностью около четверти часа максимально сосредоточена на маленьком пространстве. Маленькое помещение и звуки взрывающихся бомб с каждой секундой дают героям всё меньше возможности записать трек, поэтому им приходится включать смекалку. Фильм выполнен в чёрно-белых тонах и по настроению напоминает «Ненависть» (1995) Матьё Кассовица.

Второй бронзовый призёр — анимационная работа «Душечка» (Duszyczka, 2019) польского режиссёра Барбары Рупик, рассказывающая о трансформациях психоделического существа, отдалённо напоминающего человека, и его путешествии через наполненный грязными пороками мир. Мир, где оказывается «душа», вдохновлён страшными сновидениями с вечных полотен Босха, наполнен демоническими существами, лишь отдалённо похожими на людей и занимающимися рутинным трудом. Подобно полотнам кисти голландского живописца, кадры фильма наполняются множеством деталей и силуэтов. Череда образов уводит в природу хаоса. Несмотря на отсылки к советским пластилиновым мультфильмам и веяниям анимационной школы Восточного блока, анимация поражает гармоничной резкостью, возбуждающими цветами, она наполнена провокационными символами.

Картина о метафорическом пути человека, который теряет свой образ и характер, двигаясь в сторону невидимой цели, — самая короткая по хронометражу (около 5 — 7 минут), но при этом самая яркая и запоминающаяся в конкурсе «Cinéfondation». Очень интересно в будущем увидеть другие работы Барбары Рупик. Анимация её картины очень смело вырывается из стереотипов, даёт новую оболочку хорошо забытому старому, в частности самым психоделическим из советских мультфильмов.

Второе место, к удивлению автора  Ричарда Вана, получила американская картина «Знак» (Hiêu, 2019), рассказывающая о сложных перипетиях жизни вьетнамских мигрантов в современной Америке, трудных этапах адаптации к новой культуре и обществу. Герои постоянно хотят дёрнуть во Вьетнам. Отдельно стоит выделить очень забавную сцену с попыткой героя работать бизнес-тренером. Стоит отметить: это наименее поэтичная из всех картин-победителей. Драматичная, прямолинейная и во многом непонятная обычному зрителю. Тем не менее, между актёрами в картине очень крепкая драматичная химия, американские вьетнамцы отыгрывают роли на все сто, а режиссёр неплохо навевает просторному жилищу западного мира ореол тесных азиатских комнатушек.

Победителем же стала французская картина режиссёра Луизы Курвуазье «Mano a Mano» (2019): о взаимоотношениях итальянской пары внутри незнакомой многим цирковой среды. Герои зарабатывают на жизнь  представлениями, выступая как в составе цирковой труппы, так и отдельным фрилансом, разъезжая по небольшим городкам у подножия итальянских Альп. История отчасти отсылает к нетленной «Дороге» (1954). Главный герой здесь — тоже угрюмый гигант, но с рыжей бородой и совсем не грубиян, а девушка — далеко не трогательная и смешная Джульетта Мазина: она небольшого роста, и в её глазах смесь бессильной злобы и желания развивать своё тело. Герои репетируют важный номер, так называемый «mano a mano», что в переводе с испанского — «рука к руке», когда один человек стоит во весь рост, выпрямляя руки, а другой замирает в вертикальном положении вниз головой, опираясь своими руками на руки первого. Разлад в отношениях героев происходит на почве неисполненного кульбита. Между героями зреет холод, и трогательный гигант становится кротким наблюдателем, в то время как его партнёрша начинает отрабатывать навык. 

Во время получения главного приза актёры исполнили трюк на сцене под овации. Создатели потрудились сделать в картине приятный цветкор и идеальный звук, что наряду с победой демонстрирует знакомое нам желание французов поддерживать своих.