17 мая в Москве открылся фестиваль австралийского короткометражного кино «Short + Sweet», который будет проходить в шести городах РФ до 29 мая включительно. В ранге специального гостя в Россию также второй год подряд приезжает Грег Долгополов — австралийский киновед, куратор фестиваля, который отсмотрел более 400 короткометражных фильмов и выбрал из них 9 лучших картин, разнообразных по жанровой направленности и проблематике (интервью с Грегом можно почитать здесь — прим. MT).
Накануне фестиваля Грег провёл мастер-класс об австралийском кинематографе для студентов и гостей Московской школы кино, обозначив важные вехи в истории кинематографа зелёного континента, центральные темы и характерные специфические особенности.
Организаторы фестиваля CoolConnections и представители Посольства Австралии произнесли вступительное слово и перерезали воображаемую красную ленточку, положив начало празднику кино, ради которого в майский день собрались десятки киноманов.
Показ начался с анимационной ленты «Lost & Found» (реж. Эндрю Голдсмит и Брэдли Слэйб), вошедшей в лонг-лист последней кинопремии «Оскар». «Lost & Found» — трогательная, пронзительная история любви двух мягких игрушек, готовых на отчаянные поступки ради друг друга. За короткий промежуток времени картина вызывает целый спектр эмоций, мгновенно сменяющих одна другую. Одновременно зритель испытывает умиление, сопереживание, страх и облегчение, но точно не равнодушие.
Картина «Посмертник Мэри» («Post Mortem Mary», реж. Джошуа Лонг) переносит зрителя из мира игрушек в Австралию прошлого, где юная Мэри по наставлению матери постигает мастерство посмертной фотографии, впервые оставшись с бездыханной моделью-ровесницей наедине. В течение десяти минут перед нами разворачивается готический хоррор, который способен заставить вздрогнуть даже искушённого зрителя.
Напряжение после предыдущего фильма полностью снимается гомерически смешной короткометражкой-пародией «Ваш звонок важен для нас» («Your Call Is Important to Us», реж. Т.Дж. Пауэр) о закулисьях работы сотрудников call-центра. У режиссёра картины свой взгляд на то, что происходит по ту стороны трубки, когда тебя вежливо просят оставаться на линии.
Следующий фильм — «Ошейник Иуды» («Judas Collar», реж. Элисон Джеймс) — телепортирует нас из яркого офиса в австралийскую, выжженную солнцем пустыню, населённую многочисленными верблюдами. Жанр картины определяют как «экологический триллер», и вскрывает она актуальную проблему антигуманного способа борьбы с «натурализованными» животными, размер популяции которых вышел из-под контроля. Это крайне сложная с точки зрения съёмок картина, смонтированная таким образом, что верблюды в кадре создают поразительнейший драматический эффект.
В центр программы куратор фестиваля помещает картину «Все эти существа» («All These Creatures», реж. Чарльз Уильямс), удостоенную в прошлом году награды Каннского кинофестиваля в секции короткометражного кино. Фильм затрагивает проблемы разума и памяти. Что представляет собой человек, чем определяется его внутренняя организация, так ли хорошо мы знаем себя и своих близких, где заканчивается реальность и начинается вымысел? Эта картина оставляет зрителя наедине с собой и побуждает к дальнейшим размышлениям над вопросами, ответ на которые найти невозможно.
«Детские стихи» («Nursery Rhymes», реж. Томас Ноукс) — фильм, который забрасывает нас в глушь Австралии, где камера выхватывает средний план молодого полураздетого человека с татуировками по всему телу, бесстрастно напевающего обычную детскую песенку. В голове у зрителя мгновенно запускаются аналитические процессы, пытающиеся придать смысл происходящему. Что перед нами, зачем этот человек здесь стоит, как он сюда попал, почему он не реагирует на происходящее позади него, что за звуки раздаются поодаль. Спустя время камера отрывается от героя и единым планом раскрывает зрителю остальное закадровое пространство, отвечая на все возникшие в начале фильма вопросы.
«Сенгатан» («Sengatan», реж. Фрэнк Мэгри и Пол Генри). Перемещаемся на Бали — райский остров, на который много лет назад без гроша в кармане переехал Дрю, став бездельником–сёрфингистом. Дрю считает, что достиг абсолютной свободы, живя за счёт приезжающих туристов, с которыми заводит быстрые знакомства. Однажды герой встречает очередного туриста, который вовлекает Дрю в авантюру, перевернувшую в дальнейшем всё его мировоззрение. История рассказана преимущественно с использованием закадрового голоса.
Закадровый голос сопровождает и картину «До самого конца» («Yulubidyi – Until The End», реж. Натан Мьюэтт и Кёртис Тейлор), следующую по очерёдности. Фильм посвящён отношениям между братьями–аборигенами. Аборигенское кино сейчас в принципе испытывает в Австралии настоящий бум. Неподдельный интерес вызывают мифология и культура, отличная от культуры города, которая из-за процессов глобализации постепенно утрачивает свою специфику и аутентичность. Данная картина затрагивает проблему людей, отличающихся в силу физических или умственных способностей от своих собратьев, и говорит о том, как важно в такой ситуации иметь поддержку не только друга (брата), но и высших сил, которые оградят тебя от природной и человеческой опасности. Фильм окутан магическим потусторонним флёром, придающим картине особенное очарование.
Завершает показ фильм «Шекспир в Токио» («Shakespeare In Tokyo», реж. Женевьева Клэй-Смит), который благодаря своей поэтичности и доброте оставляет у зрителей приятное послевкусие. Картина также обращается к братским отношениям, которые заходят в тупик по причине абсолютно противоположных взглядов на окружающий мир. Один из героев, влюблённый в творчество Шекспира, сбегает из-под опеки брата-бизнесмена и проводит свой лучший день в Токио, заводя мимолётные знакомства и любуясь городом. Картина заряжена на добро, позитив и хорошее настроение.
После показа последовала секция Q&A с Грегом Долгополовым, которая помогла зрителям дополнить картину увиденного и поделиться впечатлениями от просмотра. Много вопросов было задано по проблемным моментам фильмов, которые для некоторых зрителей остались недопонятыми. Отвечая на вопросы, куратор, в частности, рассказал о важном значении природы, которая не только часто является чуть ли не главным героем многих картин, но и определяет национальное самосознание и характер жителей Австралии. Стоит отдельно отметить, что после каждой просмотренной картины в зале раздавались аплодисменты. Кажется, количество поклонников австралийского кино в этот вечер заметно увеличилось.
Билеты на кинофестиваль в вашем городе (Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Владивосток) можно приобрести на официальном сайте CoolConnections.