«В мире всё не то, чем кажется», — гласит официальный слоган фильма. Тут всё канонично — большинство фильмов-антиутопий проповедуют именно эту идею. Сначала главный герой живёт во лжи, которую ему активно насаждает пропаганда, но затем осознаёт, что сражается не на той стороне, и всех побеждает. В фильме «Эбигейл» (2019) эти элементы тоже присутствуют. Сюжет следующий: девушка Эбигейл (Тинатин Далакишвили) живёт в закрытом огромной стеной городе, в котором царит диктатура и неизвестная болезнь, из-за которой жители активно подвергаются репрессиям. Эбигейл очень хочет найти своего отца, гениального учёного (Эдди Марсан), которого когда-то на глазах у дочери упаковали в чёрный воронок (да-да, именно в него). Затем главная героиня узнаёт, что её отец жив, а местная чума — не более чем ложь властей для того, чтобы репрессировать население, а также знакомится с сопротивлением, лидер которого (Глеб Бочков) ну уж очень хочет поднять восстание против сложившейся системы. И уже заручившись поддержкой верных товарищей, Эбигейл отправится в опасное приключение, чтобы найти и спасти своего отца. Вроде бы всё, спойлеров нет. Всё вышеописанное было показано в трейлерах. И тут мы видим главную проблему — прямолинейность. 

Да, фильм чертовски очевиден. И этот критерий высок у всех его составляющих — от декораций и спецэффектов до монтажа и диалогов. Нам просто рассказывают сюжет. Если зритель что-то не понял — ему объяснят, разжуют, а для особенно забывчивых ещё и напомнят пару раз. Порой нас просто атакуют элементами экспозиции, но это на самом деле не страшно, этим грешат очень многие фильмы. Страшно становится тогда, когда благодаря такому подходу ты заранее знаешь, чем фильм завершится и что сюрпризов ждать точно не придётся, ибо все карты давно раскрыты.

Очень сильно чувствуется, что авторы фильма хотели создать интересную и уникальную атмосферу места действия — и тут имеются интересные находки вроде дизайна башен «а-ля Прага», расставленных на крепостной стене города. Но, увы, не более. В качестве достойного примера создания атмосферы и декораций можно привести «Дуэлянта» (2015, реж. Алексей Мизгирёв), когда созданный авторами мир фильма погружал в себя зрителя настолько, что тот забывал про слабый и линейный сюжет. Глядя на декорации, чувствуешь, что создатели «Эбигейл» узнали о существовании термина «стимпанк» за день до съёмок и решили слепить его из того, что было. По словам авторов фильма, они хотели смешать стимпанк с антуражем Европы 30-х годов. Что ж, смесь действительно гармоничная и взаимодополняющая, так что же могло пойти не так?

Акценты. Костюмы, декорации и компьютерная графика успешно работают на фильм в том случае, когда они не бросаются в глаза. Явно выраженные огромные парики и кричаще яркие накладные бороды, пластмассовые «стимпанковские» гаджеты (особенно у героя Риналя Мухаметова) и куча компьютерной графики там, где её можно и нужно было избегать. Всё вышеперечисленное ломает так тщательно взлелеянную создателями ту самую атмосферу и лишает фильм какой-либо серьёзности, напоминая костюмированную сходку фанатов фантастики. «Эбигейл» оказалась очередной попыткой снять отечественное кино на западном уровне, только вот на Западе такое кино уже не снимают. На Западе давно поняли, что пафос и слоу-мо не придадут фильму эпичности, а серьёзные щи — серьёзности. Жаль только, что у нас этого никак не поймут.

Изображения: KINODANZ