Смотреть фильмы в формате IMAX® 3D — особенное удовольствие. Особенно большое удовольствие! И фильм «Суперсобаки» (2019) — не исключение. Режиссёром и сценаристом фильма стал Даниэль Фергюсон. Это его вторая работа: в 2013 году вышел его первый документальный фильм «Иерусалим», который в российский прокат не взяли. А в 2016 году Фергюсон и большой любитель животных, один из продюссеров фильма, Доминик Каннингем-Рид, начали съёмки фильма «Суперсобаки». Картина полностью снята на камеры IMAX®, что означает сверхчёткое изображение и показ на огромном экране с мощным звуком. Съёмки продолжались два с половиной года. Итогом стал сорокасемиминутный фильм «Суперсобаки». Какой же получилась картина? Давайте разбираться. 

«Суперсобаки» — и это никакой не секрет — представитель жанрового массового кинематографа (да-да, документальный кинематограф тоже бывает массовым). В массовом кинематографе есть важное правило: зритель должен знать, на что идёт, и даже если режиссёр его обманывает, то обман должен укладываться в область предсказуемого обмана. Иначе любая супер-пупер-драма зрителю не понравится, ведь он этим вечером очень хотел посмотреть комедию, да и реклама ему обещала комедию. Я не хочу сказать, что авторы фильма «Суперсобаки» нас предварительно в чём-то обманули. Нет, всё в порядке, фильм действительно про собак-спасателей.  

Есть только два важных момента, которые стоит учесть перед просмотром, чтобы оценить фильм по достоинству. Первое: «Суперсобаки» — это научно-популярное кино. Обратите внимание на эту фразу. Это не фильм-наблюдение, не фильм-путешествие, не публицистика (которая так часто в маркетинге выдаётся за документальный кинематограф), это именно научпоп со всеми вытекающими последствиями (то есть жанровыми характеристиками). И сразу второе: «Суперсобаки» — фильм в большей степени всё-таки для детей. Сейчас принято относить такие фильмы к категории «для семейного просмотра», а определение «детский фильм» как-то из рекламной речи совсем ушло. И это объяснимо и с точки зрения той же рекламы (попытка продать билет и взрослым тоже), и с точки зрения бытовой (всё-таки редко где дети могут находиться спокойно без присмотра родителей). Но всё же фильм для семейного просмотра отличается от детского более многослойной структурой, скрытыми смыслами и намёками, некой магией, которая детям показывает детское, а взрослым — почти взрослое. 

Итак, суперсобаки. Кто же они? Генри — поисково-спасательный пёс в патруле горнолыжного курорта в Канаде, он ищет людей, попавших под сход лавины. Рассказу о Генри принадлежат самые захватывающие кадры в фильме, например, съёмка спуска с горы на лыжах от первого лица. Лыжника накрывает волной снега, чего мы почти не видим, просто становится темно (потому что кино детское, детям на такое смотреть не надо). Не волнуйтесь, ни один лыжник на съёмках фильма не пострадал, кино научно-популярное, а потому и съёмка постановочная. Но вид — просто потрясающий. И тут же нам показывают следующие фантастические кадры: летит вертолёт, а в воздухе на тросе висит спасатель. К спасателю привязан наш Генри, и Генри выглядит так, как будто гуляет утром вокруг дома и нюхает знакомые кустики. Зал делает так: «Ахххх!». Не восхититься этой собакой невозможно! Но Генри не только спасатель, он ещё и рассказчик (повествование ведётся от лица (мордочки?) собаки — идеальное решение для детского фильма!). К слову, в оригинале у Генри есть ещё одна суперспособность: он говорит голосом Криса Эванса. Генри расскажет нам, что он не один такой суперпёс, их вообще-то много, и вот вам другие. 

Ньюфаундленд Рифи — собака-спасатель на воде (Италия). Эпизоду с Рифи пинадлежит прекрасная графическая зарисовка анатомии собаки, которая объясняет, почему Рифи такая прекрасная и как пловец, и как спасатель (научно-популярное кино иногда обходится без таких эпизодов, но редко). Типпер и Тони — братья породы бладхаунд. Это самые суровые герои фильма, потому что они вынюхивают браконьеров, благодаря чему спасают животных в заповеднике. У бладхаундов такой нюх, что след он может держать три дня. Поэтому в данном эпизоде мы увидим схему устройства нюха собак. Следующая собака — Рикошет — снялась в самых невероятных сценах этого фильма, потому что Рикошет — собака, которая умеет заниматься сёрфингом! Это кажется невероятным, но вы можете своими глазами увидеть это в кино! Конечно, не за сёрфинг Рикошет сняли в фильме про собак-спасателей. Она работает… в фильме расскажут, кем (вот именно что расскажут), и это будет очень неожиданно.  

А главная героиня фильма — Хейла. Хейла самая несерьёзная участница фильма, потому что она ещё совсем малышка. Именно Хейла виновница того, что фильм снимали два с половиной года. Потому что эпизод с Хейлой очень близок к документальному жанру фильма-наблюдения. Зритель фильма с перебивкой на других героев будет наблюдать за взрослением Хейлы («наблюдать» условно, слишком короткие эпизоды). Хейлу щенком взяла к себе девушка «с кошачьим именем» Кэт. Кэт — капитан пожарной команды из Майами. И теперь Хейлу будут обучать искать людей под завалами. Сдаст ли Хейла итоговый экзамен, станут ли они с Кэт поисково-спасательным отрядом? Звучит увлекательно, разве нет? Так и есть! Но суперсобак в деле и их суперспособности зритель не увидит. О способностях этих собак нам только расскажут (не «говорящие головы», фильм же детский, такого дети смотреть не будут); рассказывать за кадром будет Генри.  

Ни одной спасательной операции для фильма не снято. Есть съёмки обучения, но очень в режиме «лайт». Прям вот «суперлайт». Что в фильме ещё есть — так это постоянно машущие хвостами, счастливые и довольные собаки и их хозяева, которые в этих собаках души на чают. Невероятный заряд позитива! Фильм рассчитан на тех, кто ещё совсем не знает, что существуют собаки-спасатели. Об этом существовании в фильме и сообщается, плюс ещё очень небольшая, легко воспринимаемая доза фактов. То, что Типпер и Тони выслеживают, помимо браконьеров, ещё и воров и убийц, остаётся за кадром, в пресс-релизе. Собаки-охранники, собаки-поводыри, собаки, ищущие наркотики и взрывчатые вещества, — всему этому в детском мире не место. Фильм к тому же немного заходит на территорию документально-видового кино. Горы, море и саванна показаны с невероятными чёткостью и широтой, от некоторых видов просто захватывает дух. Технологии изображения в фильмах IMAX® — это круче, чем полёт на Луну. Да что там говорить, это нужно увидеть! Например, стопроцентно мимишный кадр, на котором собака приближается носом к камере, пока не заполняет собой весь экран, — в 3D-очках она почти дотрагивается до вашей щеки.

Постановка тоже не оставляет сомнений в целевой аудитории фильма. История Хейлы с подготовкой и сдачей экзамена совсем лишена даже намёка на саспенс. Съёмка суперсобак напоминает заставку из любого фильма про спасателей на пляже — солнце, блестящая шерсть, нижний ракурс, замедленная съёмка, оркестр исполняет кульминацию возвышенно-вдохновенной партии. Только собака не уходит к горизонту с палящим солнцем, а купается в море рук, которые тянутся её погладить. «Суперсобаки» — это прекрасный фильм про любовь собак и людей друг к другу. Не ждите от него блокбастера, фильма-катастрофы про спасение людей из передряги или драмы. Серьёзного потока жизненной или научной информации в нём тоже нет. И даже просто насмотреться на собак не получится — их в фильме всего пять, все они большие и серьёзные, так что ещё и никаких уси-пуси (Хейла уже во втором своём эпизоде выглядит почти как взрослая собака). Но плюсов у «Суперсобак» много: это фильм про суперспособности, делающие собак супергероями, живущими не в воображении, а среди нас; это качественное, очень лёгкое, приятное, позитивное кино, которое закончится так быстро, что вы не успеете заскучать. Ну только если по своему домашнему суперпитомцу.

Изображения: superpowerdogs.com