Древний Китай. Период междоусобных разборок, и мелкие царства ведут между собой войну. Но однажды настанет день, когда, пройдя все испытания огня, воды и дворцовых интриг, герои фильма смогут изменить судьбу Китая. Такой вот достаточно пафосный зачин для исторического фильма. Правда, сразу оговорюсь, от истории здесь останется только исходная позиция, и всё происходящее после вводных титров про политическое состояние страны логичнее было бы уже причислять к жанру даже не альтернативной истории, а фэнтези. Тем не менее, фильм «Царство» (2019) обладает характерными для исторического фильма составляющими. Вводный титр о политической ситуации, что смуте длиться недолго и скоро изменится всё; дата и место действия; герой, свидетель событий, позднее попадающий в самую их гущу; широкий формат изображения (не Ultra Panavision 70, но тем не менее); эпическая музыка в качестве саундтрека. На этом, пожалуй, и закончим. Современные фильмы часто сочетают в себе несколько жанров, и, думаю, «Царство» можно отнести к достаточно популярному сейчас подростковому кино а-ля «Голодные игры» (2012 – 2015), «Дивергент» (2014 – н.в.), «Бегущий в лабиринте» (2014 – 2018), etc. Общим для указанных картин и «Царства» является главный герой – так называемый «особенный чмошник», Иванушка-дурачок, которого никто не воспринимает всерьёз. А зря, потому что именно этот герой и окажется Избранным и вообще спасителем народов.

Можно в картине выделить ряд и других черт, характерных для массового зрительского кинематографа без привязки к жанру. Так, например, это достаточно типичный скачок во времени, показанный с помощью монтажа по движению сцены из прошлого и настоящего. Это и типичный неадекватный в своём злодействе антагонист. Ещё это достаточно предсказуемая схема финальной битвы, при которой протагонист сначала дико проигрывает, но, дойдя до критической точки, достигает, наконец, уровня берсерка и даёт настоящих люлей сопернику. В конце концов, это знакомая схема, по которой разношерстная команда, объединённая общей целью, идёт бить общего врага. При этом если в начале фильма герои связаны чисто деловым интересом, то в конце они чуть ли не плачут друг у друга на плече. Состав dream team тоже достаточно хрестоматиен – смешной мальчик, отвечающий за комедийную составляющую и разрядку накалённой обстановки, спокойный аристократ, то есть голос рассудка, и простоватый и дерзкий деревенщина – Иванушка-дурачок.

Хотя сюжет фильма и относится к истории Китая, фильм – просто факт – снимали японцы во главе с режиссёром Синсуке Сато. Японский кинематограф – вещь специфическая и очень выразительная, которую при всём желании не всегда получается в этом фильме скрыть (да и были ли попытки?). Так, некоторые пейзажные кадры напоминают традиционную японскую цветную гравюру на дереве укиё-э (первым делом на ум приходит серия Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи»). Выдают японское производство и определённые актёры: какая-то неуловимая специфичность типажа и особая манера игры, сходная с портретами актёров другого известного мастера укиё-э, Сяраку, читается в лицах некоторых из них. Тем не менее, картина зрелищна и доставляет удовольствие, хоть иногда и не получается закрыть глаза на явные промахи. Во-первых, это знакомые нам по фильму «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999) переходы между сценами в стиле презентаций Power Point. Для эпического приключенческого фильма, каким презентует себя «Царство», данный приём выглядит просто-напросто неоправданно. Во-вторых, в середине фильма присутствуют несколько схваток и драк, никак не влияющих на общий сюжет. Думаю, что эти сцены были призваны держать зрителя в напряжении, но оказались настолько бессмысленными, что не справились со своей задачей. В-третьих, действие фильма развивается настолько быстро, что не успеваешь вникнуть во все перипетии дворцовых интриг (не то что проникнуться какими бы то ни было чувствами к героям фильма). И да, фильм ожидаемо густо населён персонажами с трудно усваиваиваемыми для европейского зрителя именами, в которых тщетно пытаешься разобраться. К сожалению, остаётся совершенно непонятно, для чего было нужно такое обилие героев и какую роль они играют в сюжете.

Но при недостатках есть у фильма и очевидные плюсы, как уже было вскользь упомянуто. Чего у него действительно не отнимешь, так это эффектно поставленных и динамично снятых боевых сцен. Также работа художника-постановщика: она очень качественна и красива, хоть иногда его фантазию явно уносит в сторону дизайна персонажей для компьютерных игр, что особенно видно по внешнему виду царицы горных людей, которая выдаёт образ Зены («Зена, королева воинов», 1995 – 2001) в бронелифчике. Таким образом, «Царство» – неплохой фильм для того, чтобы скоротать время за попкорном и полностью расслабить мозги после тяжелой рабочей недели. Не ждите от этого фильма связной истории и заявленной историчности, ждите отличного экшена и красиво исполненного драйва. Отпускайте ситуацию и расслабляйтесь, ну а мы вас предупредили!

Изображения: kinobusiness