Фильм «Люди Икс: Тёмный Феникс» (2019) под предводительством Саймона Кинберга начинается с иллюстрации детства Джин Грей (в детстве – Саммер Фонтана) и практически моментально ломающейся семейной зарисовки, что приводит к знакомству Джин с Чарльзом Ксавьером (Джеймс МакЭвой). Чарльз дарит своей новой будущей ученице ручку, уже через пять минут экранного времени намекая на то, что выбранный путь может быть либо «красивой картинкой», либо «выколотым глазом». Затем – 1992 год, и на спасение попавшим в беду астронавтам Ксавьер, уже едва ли не лучший друг президента, отправляет команду из Рэйвен (Дженнифер Лоуренс), Хэнка (Николас Холт), Скотта (Тай Шеридан), Шторм (Александра Шипп), Питера (Эван Питерс), Курта (Коди Смит-Макфи) и Джин (Софи Тёрнер). Удерживая шаттл, Грей не успевает спастись, но, как выясняется, остаётся в живых – вобрав в себя силу, подобия которой не существует в природе. Фильм, явившийся по факту заключением франшизы о Людях Икс (если не считать «Новых мутантов» (уже 2020), которые едва теплятся, но ещё, кажется, живут), представил на самом-то деле неплохое и в меру увлекательное действо. Однако же картина – при всём своём изначально качественном естестве – не вызывает в душе практически никаких вибраций. How come?

Сюжетная и операторская заклишированность настолько ошарашивают с самых первых своих кадров, что во время просмотра безуспешно пытаешься стряхнуть с себя насильно навязанный создателями образ зрителя-идиота с потребностью в бесконечном разжёвывании происходящего на экране. В фильме мы увидим и наглядный пример порушенного будущего, и нагнетающую визуализацию смертельных ранений, и дождь, символизирующий вселенскую скорбь, и возвращение к отринутой сущности, проигранное так явно и примитивно, что даже начнёт дергаться глаз. Светотень на лице Джин покажет зловещее распутье в момент великого выбора героини, а парящие осколки отрытого в глубинах сундука шлема Магнето станут красочным символом его беспомощности. Финальный посыл – что всем нам стоит объединиться перед лицом опасности поездного (простите – исторического) масштаба – останется неизменным, и свобода Джин, которую будет символизировать огонь завершающих кадров, явится доказательством, что любая свобода на самом-то деле относительна. Но есть и хорошие новости: некоторое время можно будет понаслаждаться отличным слоумоушеном в сцене становления Тёмного Феникса, понаблюдать за излюбленно-избитой темой противостояния государства и им отрицаемых, порадоваться парочке нестандартных сценарных манипуляций, а также повеселиться, узрев аллюзию на Таноса.

Начальными моментами в космосе картина здорово напоминает какую-то гремучую смесь из «Гравитации» (2013) и «Интерстеллара» (2014), но здесь это скорее комплимент – несмотря на относительную патетическую краховость, именно операторская работа и настоящее блокбастерское действо упомянутых сцен «Тёмного феникса» приятно завораживают. От нормального блокбастера (да и драмы, что уж там), тем не менее, после сцены борьбы с Тёмным фениксом останется мало: персонажи будут плоскими (даже в «Людях Икс: Апокалипсис» (2016) и то можно было найти больше чувства), сюжет заставит присвистывать, а действие потеряется в штампах. Можем, конечно, списать битву в движущемся поезде на пересъёмки финала, но...

Останется, однако, желание отдельно отметить игру Софи Тёрнер, которая – спойлер-спойлер – не будет бесить так сильно, как её alter ego Санса из «Игры престолов» (2011–2019). В «Апокалипсисе» Тёрнер хоть и присутствовала, но роль ей была отдана небольшая, и потому так и не выдалось шанса толком осознать, что же конкретно испытываешь касательно столь сомнительного кастинга. В «Тёмном фениксе» же начинаешь задумываться о том, что Тёрнер, быть может, на самом деле-то и неплохая актриса, но она просто настолько качественно вжилась в свою сериальную сущность, что убедила всех в своей полной профнепригодности.

Самое главное же заключение, конечно, не в том, что фильм банально не справляется с заявленной когда-то франшизной планкой (где-то это мы уже видели, не так ли?). Отставим в сторону Дэдпула, который в принципе стоит (ах-ох, стоял) особняком, а также все предыдущие картины – что сольники, что не очень – о Людях Икс. Кроме, пожалуй, одной. Вышедший после невероятной психологической драмы, парализующего своим отчаянием и просто одного из лучших за последнее время фильмов – «Логана» (2017) Джеймса Мэнголда, – «Тёмный феникс» явился какой-то оплеухой в виде неотёсанной подделки под драматическую переоценку ценностей. Не оставляет ощущение, что «Тёмный феникс» – это такая попытка поиграться с наработками всех современных кинокомиксов, чтобы замешать какой-то неожиданный коктейль из знакового и нововыведенного-слэш-логановского. Стоит ли удивляться, что совершенно стандартный фильм, следующий за прорывным, патетически его имититруя, лишь приумножает все свои недостатки, а если говорить про завершение – то вообще нивелирует всё светлое и прекрасное.

От финала «Мстителей», который явился скомканным разочарованием, до «финала» «Людей Икс» вполне можно подать рукой, и хочется опечаленно отметить, что студии продолжают делать неправильные выводы из правильных фильмов. Да и ждёт ли нас вообще когда-нибудь полностью продуманная, чёткая, цельная и поистине качественная франшиза – скреплённая не разноценными кусками, не внезапными вспышками инновационного озарения, но единой идей и стремлением к кинематографическому росту? Не будем, однако, расставаться на грустной ноте – есть и приятный бонус, который, правда, не совсем о кино. Тревожно-одурманивающий саундтрек Ханса Циммера – это отдельный катартический оргазм, и именно саундтрек, будем откровенны, тащит «Тёмного феникса» на протяжении всего фильма. Феникс страдает, бьётся в судорогах, погибает, но бесконечно возрождается композитором. Не верите? Что ж, попробуйте посмотреть картину, просто выключив звук.


Троллим кинокомпании тонко совместно с
Кинотеатр Поклонка