Фильм «Тридцать» (2019) — это дебют немецкого режиссёра болгарского происхождения Симоны Костовой. Костова окончила берлинскую киношколу, где когда-то учились главные представители «берлинской школы» Томас Арслан, Кристиан Петцольд, Ангела Шанелек. Дебютный фильм показал, что Костова уже принадлежит к этой берлинской традиции. Даже слишком принадлежит, но об этом ниже.

Все герои фильма носят имена актёров, их сыгравших. У Овюнча (Овюнч Гювенисик) день рождения, ему исполняется тридцать лет, и с самого раннего утра он пытается осознать свой возраст. А возможно, и не с раннего утра. Друзья готовят сюрприз к вечеру, попутно решая свои насущные бытовые проблемы вроде расставания со второй половиной или долгого расчёсывания волос. После общей встречи на квартире Овюнча компания идёт гулять по ночному Берлину и устраивает целое путешествие по ночным клубам и барам. На следующее утро — завтрак в той же компании с натянутыми улыбками на лицах. 

Несмотря на то что тридцать лет исполнилось одному человеку, в день рождения Овюнча каждый из друзей испытает, как принято говорить, экзистенциальный кризис от прошедшего куска жизни. Особо чувствительные зрители при просмотре фильма тоже могут ощутить это настроение, настроение дикой скуки, тщетности, несущественности происходящего. На сеансе фильма не будет интересно в привычном понимании слова. Будет скучно, но эстетически скучно! Скука прервётся отвращением в сценах бессмысленных разговоров, один из которых в свою очередь прерывается долгим противным шумом миксера. Скука также прервётся внезапным торжеством бессмысленного веселья в длинном забеге по Берлину, снятым одним кадром. С настроениями режиссёр работает точно и беспощадно.

На квартире Овюнча друзья вручают имениннику подарок в большой коробке. Овюнч долго открывает коробку, где оказывается ещё одна коробка. Давно известный прикол с множеством коробок тянется и тянется, а в итоге в последней маленькой коробочке ничего не оказывается. «Главное не цель, а пройденный путь!», — скажет один из друзей. Метафора была бы удачной и весёлой, если бы только это были не однообразные дешёвые коробки, с каждым разом становящиеся всё меньше и меньше. Но зато точнее этой метафоры для жизни всех героев фильма не подобрать. Весь этот цинизм в отношении обывательщины будто напрямую идёт из чеховских пьес. Для Костовой при выстраивании сюжета и написании диалогов родной нам русский писатель стал главным ориентиром. Сюжет, при котором герои не двигают действие, а только едят, пьют, курят и разговаривают, — главное, что подарил Чехов мировой драматургии. В фильме даже присутствуют фразочки, будто из Чехова выбранные, но на самом деле выдуманные режиссёром. Есть и про снег, и про труд, и про женитьбу — полный набор.

Для режиссёра абсолютно точно есть авторитеты в кино, на которые она пытается равняться. Это и уже названная «берлинская школа» с её интересом к съёмкам неряшливой жизни без прикрас, и «патриарх» немецкого кино Райнер Вернер Фасбиндер с «Катцельмахером» (1969) и иже с ним, и традиции «новой волны» во Франции, из которых и выросло напрямую всё современное европейское кино. Симона Костова своим фильмом демонстрирует, как и любой прилежный ученик, все свои знания, умения и навыки, но забывает пока о собственном имени. Для человека, только что окончившего официальное образование, это нормально, но в дальнейшем хочется увидеть именно Симону Костову. А будет ли Симона Костова на экране, узнаем после «Тридцати».