Книги Хью Лофтинга о ветеринаре, умеющем разговаривать с животными, экранизируют далеко не в первый раз. Самыми известными образцами можно назвать музыкальный фильм «Доктор Дулиттл» (1967) Ричарда Флейшера с Рексом Харрисоном в роли доктора и двукартиние «Доктор Дулиттл» (1998) Бетти Томас и «Доктор Дулиттл 2» (2001) Стива Карра в главной роли с Эдди Мёрфи. Новый фильм «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» (2020) сильно отличается от своих предшественников — настолько же, пожалуй, насколько фильм с Мёрфи отличается от фильма с Харрисоном. Все три упомянутых истории можно даже рассматривать как своеобразную обрисовку различных по времени, составляющим и окружающему миру «эпох»: 70-ые, 00-ые и 20-ые годы прекрасно чувствуются сквозь ткань картин и дают отличную возможность не только прожить происходящее, но и ощутить, когда и в каких условиях происходящее создавалось, а также на каком этапе развития общества в целом и кинематографа в частности находилось человечество в момент создания сюжета.

Новая история о докторе Дулиттле была создана сценаристами Стивеном Гейганом («Оскар» за лучший адаптированный сценарий содербергского «Траффика» (2000)), Дэном Грегором (писавшим и бдившим над писавшими для «Как я встретил вашу маму» (2005 — 2014)) и Дугом Мэндом (same story). В центре картины на сей раз оказывается двенадцатилетний Томми Стаббинс (Гарри Коллетт), который чувствует себя чужим в семье охотников, нервно озабоченных «странностями» парня, который всего лишь хочет не убивать животных. Родственники даже не пытаются понять мальчишку, окуная в него своё ограниченное видение как в единственно правильную возможность жить эту жизнь, потому что — ну что, потому что так было всегда. Нечаянно подстрелив белку, Стаббинс шокированно не понимает, как ему поступить, но вдруг слышит голос попугая Полинезии (Эмма Томпсон) — она зовёт его следовать за ней.

Именно так Стаббинс и оказывается в доме затворника Джона Дулиттла (Роберт Дауни — младший), закрывшегося от мира после смерти жены-путешественницы, знакомится с друзьями Дулиттла — настоящими животными (среди которых есть и вполне экзотические), а также леди Роуз (Кармель Ланиадо), по совпадению пришедшей туда же с новостями о болезни королевы Виктории (Джесси Бакли). Дулиттл и рад бы по-прежнему сидеть дома отшельником и продолжать зарастать волосами в разных приличных и неприличных местах, отказавшись не только от лечения больных зверей, но и вообще от любых радостей жизни, но выясняется, что если королева умрёт, его дом-заповедник, подаренный ею, больше не будет ему принадлежать. Ну и что ты будешь делать в этой ситуации: доктор собирает зверей в охапку и отправляется на поиски противоядия к острову Райского Дерева. Но для начала ему придётся заглянуть за содержащим сведения об острове журналом к тестю Рассули (Антонио Бандерас), который совсем не будет рад его возвращению…

Стивен Гейган, который выступил ещё и режиссёром фильма, и оператор Гильермо Наварро («Оскар» за работу над «Лабиринтом Фавна» (2006) Гильермо дель Торо) смогли создать отличную лакмусовую бумагу своего времени. Пока, конечно, бесперспективно судить о том, что будет чтиться корифеями и синефильским народом через десятилетие кинематографического развития, но в череде выходящих фильмов «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» имеет все шансы стать классическим представителем качественного массового кинематографа настоящего времени.

Как и любая хорошая сказка, фильм начинается с голоса рассказчика и анимированной версии происходящих в прошлом событий, продолжается же он реальной актёрской игрой с совмещением VFX и SFX технологий, благодаря которым были прорисованы все животные фильма, за что хочется сказать отдельное душевное спасибо. «Это как игра в детстве, без подручных средств и партнеров. Актёрское мастерство в чистом виде, когда единственный инструмент — твое воображение», — считает Майкл Шин, о котором ещё пару слов мы скажем ниже. Фильм не изобилует какими-то особыми кинематографическими приёмами, разумно пользуясь своими возможностями для реализации определённых замыслов. Потому много их вы не найдёте, если вы таковые ищете, но, например, когда необходимо показать, что Дулиттл умеет общаться с каждым из зверей, он представлен говорящим на разных языках во время игры в шахматы, и только затем его речь становится человеческой через плавное приближение камеры.

На первый взгляд (скорее даже на момент знакомства с сюжетом) может показаться, что Роберт Дауни-младший — очень странный выбор актёра на место доктора Дулиттла, особенно с учётом занимавшего это место до него Эдди Мёрфи. Да и доктор Дулиттл после Тони Старка? Однако уже трейлер даёт неплохое понимание правильности выбора, не говоря уже о фильме, который полностью его подтверждает. А всё на самом деле до банальности просто: роль Дулиттла изначально писалась Гейгеном под Дауни-младшего. «Персонажи, которых играет Роберт, кажутся такими свежими. Когда я прописывал эту роль, она казалась оригинальной и соответствующей духу того времени, когда создавались эти книги. Но я не хотел, чтобы те идеи ограничивали меня. Мой персонаж должен был стать современным человеком с современной психологией», — рассказывает Гейган. Дауни не остался в стороне от процесса создания героя и предложил сделать его персонажа валлийцем. Забавно, что впоследствии он, по его признанию, едва не сошёл с ума, создавая акцент, который, к сожалению, нельзя услышать в российской версии, но можно оценить, например, в оригинальном трейлере.

Тем не менее, Роберт Дауни — младший — по-прежнему актёр своего одного образа. Его доктор Дулиттл — это супергерой Тони Старк и детектив Шерлок Холмс в одном флаконе: эксцентричный и иногда резкий, но добрый и уязвимый персонаж, прячущий свои истинные чувства за маской отчуждённости. В этом плане Дауни-младший всё больше напоминает Джонни Деппа в его лучшие актёрские годы, который хоть и продолжает играть разных персонажей, но всегда оставляет в своих ролях что-то истинно джоннидепповское. Образ доктора был создан Дауни-младшим вместе с художником по костюмам Дженни Беван («Оскар» за фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)): прототипом для него послужил образ валлийского доктора Уильяма Прайса (4 марта 1800 – 23 января 1893), вегетарианца и сторонника неодруидизма, создавшего (помимо прочих крутых вещей в своей от души крутой экстраординарной жизни) прецедент в легализации процесса кремации.

У героя, разумеется, есть и его персональный злодей. В данном случае это придворный врач Блэр Мадфи (вот и пара слов про Майкла Шина), завидующий Дулиттлу ещё со времён их учёбы в университете. У Шина получился отличный сказочный персонаж — способный, как кажется, на что угодно, но в итоге не так уж и много на что, так как в процессе он поехал от зависти, не справился со своей одержимостью и, куда же без этого, вообще изначально был слегка глуповат. Антонио Бандерас просто хорош, как и всегда. В фильме отлично играют дети, что редкость (но отдадим должное, не такая уж и редкость именно для фильмов больших студий). Гарри Коллетт — парень в плане актёрской карьеры уже бывалый (играл, к примеру, в «Дюнкерке» (2017)) и благодаря непосредственности актёрской игры и потрясающей открытой улыбке имеет все шансы стать кем-то очень даже ощутимым для Голливуда. А Карамель Ланиадо так вообще дебютировала в кинематографе с этой ролью, что не помешало ей сыграть более чем достойно.

Музыку к фильму создал Дэнни Эльфман, четырежды номинированный на «Оскар» и написавший композиции к более чем ста фильмам (в числе которых —  «Битлджус» (1988), тема для «Симпсонов» (1989 — н.в.), «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992), «Миссия невыполнима» (1996), франшиза «Люди в чёрном» (1997, 2002, 2012, 2019), «Планета обезьян» (2001), первые два фильма о Человеке-пауке трилогии Рэйми (2002, 2004), «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), «Алиса в стране чудес» (2010), «Мой парень — псих» (2012), «Афера по-американски» (2013), трилогия «Пятьдесят оттенков серого» (2015, 2017, 2018) и другие). Основная музыка была готова уже через сорок пять минут после завершения обсуждения главных идей (!). Музыка в фильме — это всегда отдельное искусство, которое может и улучшить очень плохой фильм, и испортить фильм очень хороший, и в этом плане Эльфман — один из лучших современных композиторов, способных идеально передать настроение картины. Здесь оно именно такое, какое и было нужно: авантюрное, эпически-приключенческое, по-доброму плутовское.

Что ещё необходимо знать? Продюсером фильма, помимо прочих, выступила жена Дауни-младшего — Сьюзан Дауни, бессменный продюсер многих фильмов с его участием, сам же фильм был выпущен усилиями нескольких компаний, в числе которых и компания супругов — Team Downey. Том Холланд, один из самых перспективных молодых актёров настоящего времени, действительно был приглашён в фильм Робертом Дауни — младшим, как о том вовсю шутят. Фрэнсис де ла Тур озвучила Дракона, что косвенно пересекается с другой её ролью — мадам Максим, в которой она имела дело с Хагридом, показавшим ей драконов перед первым испытанием Турнира Трёх Волшебников. Вы этого не услышите в дубляже, но в фильме также есть Рами Малек (горилла Чи-Чи), Джон Сина (белый медведь Йоши), Кумейл Нанджиани (страус Плимптон), Октавия Спенсер (утка Кря-Кря), Крейг Робинсон (белка Кевин), Рэйф Файнс (тигр Барри), Селена Гомес (жираф Бетси), Марион Котийар (лиса Туту) и другие.

​​​​​

«Удивительное путешествие доктора Дулиттла» — это фильм, который подойдёт для просмотра и маленьким детям, и подросткам, и взрослым. Это такое универсальное кино в самом отличном смысле этого слова: кино, рассказывающее о захватывающих приключениях, кино, представляющее звёзд кинематографа наравне со вчерашними дебютантами, кино, пропагандирующее доброту, сердечность, сострадание. Это идеальное для своего времени кинематографическое произведение, совмещающее передовые технологии и отличные ресурсные резервы. Так почему вы до сих пор читаете эту рецензию?

Изображения: NBCUniversal