У мультфильма Эрика Казеса на самом деле длинная автобиография, отсылающая к творчеству известного шведского журналиста и писателя Рунера Йонссона, чья серия детских юмористических книг о мальчике-викинге легла в основу нескольких кинопроизведений, предшествовавших появлению героя нашего обзора — полнометражного «Викинга Вика» (2019). Речь об одноимённом мультсериале 2013 года, также срежиссированном Казесом, и о вышедшем на экраны ещё ранее японско-немецком анимационном телесериале «Вики, маленький викинг» (1974).

Сказания о скандинавских мореходах-завоевателях, очевидно, не прекращают волновать жаждущего приключений зрителя, заставляя режиссёров штамповать масштабные и не очень саги о бородатом Средневековье и плодить всё новые сезоны «Викингов» (2013 — н.в.) или их милые анимационные антиподы в жанре фэнтези вроде серии «Как приручить дракона» (2010, 2014, 2019). Совсем не имеется в виду, что эти тенденции сами по себе негативны, но режиссёры, так или иначе, неизбежно попадают в расставленную собственными руками ловушку под названием «кризис идей», — что, к сожалению, и случилось с создателями «Викинга Вика». Но об этом позже, а пока о сюжете — главном поводе для пресыщенного «карантинного» зрителя смотреть фильм или откинуть как недостойный внимания.

Фото ©️ Вольга

В руки вождя племени викингов — славного Хальвара — попадает военный трофей: меч верховного бога Одина, отнятый в бою у пирата Свена Ужасного. По легенде, этот меч обладает удивительным свойством превращать всё, к чему прикоснётся его владелец, в золото. Но есть загвоздка: Хальвар понятия не имеет, как обращаться с этой штуковиной, чтобы заставить её творить магию, как, собственно, и предыдущий хозяин меча Свен. Вот почему эта груда железа с насечками из древних рун на время перестаёт интересовать всё население деревушки Флаке, за исключением щуплого юного мальчугана Вика — сына вождя, мечтающего стать великим воином и обладающего недюжинной эрудицией и сноровкой, по сравнению с карикатурно неуклюжими и несообразительными старшими викингами. Вик открывает секрет меча, а Хальвар в порыве «золотого» безумия случайно превращает любимую жену Ильву в золотую статую. Неизвестно, как бы обернулось дело, если бы в деревню викингов удачно не прибыл некто, назвавшийся Лейфом, сыном Эрика Рыжего (того самого любимого персонажа учителя географии), убедивший вождя отправиться в непростое путешествие к вратам Асгарда — границе между мирами богов и людей, дабы вновь вернуть золотой статуе Ильвы человеческий облик. В пути героев ждёт масса приключений: пиратский «рай», неистовые сражения, встреча с тремя сёстрами — Грозной Агнеттой, Кричащей Мими и Большой Бертой, «воронка смерти», неожиданное предательство и даже встреча с самими сыновьями Одина — Локи и Тором. Главную роль во всех этих событиях сыграет, разумеется, Вик, который в очередной раз продемонстрирует, что ум бывает эффективнее силы.

Фото ©️ Вольга

В целом потенциал мультфильма показался до конца не раскрытым. Ощущение, что всё это мы уже где-то видели, преследует от начала и до конца. И причина в том самом «кризисе идей», о котором уже велась речь выше — многие из них, от сценарных ходов до визуальных решений, неоригинальны, и в этом главный недостаток мультфильма. Например, сцена уничтожения меча Одина — этого ящика Пандоры в мире викингов — будто бы списана сценаристами с истории Фродо и кольца, они решили не «усложнять» и также растворить злосчастный меч в раскаленной лаве вулкана. Из прочих минусов — поверхностно прописанные характеры героев; второстепенным персонажам тоже уделили несправедливо мало внимания, хотя многие из них были достаточно колоритны, чтобы сделать сюжет интереснее. Для мультфильма, нацеленного на семейный просмотр, хотелось банально смешнее. Замена топорного юмора на остроумный вполне могла бы вытащить эту неплохую историю на уровень хорошей.

Оставив минусы в стороне, всё-таки хочется рекомендовать «Викинга Вика» для домашнего просмотра с детьми: как минимум мультфильм способен вызвать интерес к мифологии и стать стартом для дальнейшего расширения кругозора. Так или иначе, хотя спрос и рождает предложение, кинопроизводителям иногда полезнее сделать перерыв.